вспоминая легенду отечественной рок-музыки Курсивом идут выдержки из текста: Антология советского рока - группа Урфин Джюс (автор: Леонид Порохня).
...Стилистика группы неповторима по одной простой причине: она играла так, как не играют. Жанровые и композиционные аналоги "Урфину Джюсу" отыскать невозможно. Фортепианная основа, заложенная Пантыкиным, полуклассическая, полуавангардная, в процессе аранжировки проходила через полупопсовые в то время руки Белкина, преображаясь совершенно, а потом исполнялась в переложении для трио из баса, барабанов и гитары, то есть составом, по всем меркам для такой музыки не подходящим. Но работал этот состав очень лихо.
... В мае 81-го "Урфин Джюс" за три дня записал на Свердловской телестудии альбом "Путешествие". Пантыкин чудом договорился с тамошними звукарями, и те сделали запись. Даром. Телестудия была режимным предприятием, собаки во дворе, охрана, вахта. Но рокеры с инструментами проникли внутрь, а потом благополучно скрылись, унося запись. Как? А шут его знает. Реакция в городе была шоковой. "Наши? Да быть не может!". По общему мнению, такое могло происходить на западе, в Москве, на Марсе, но никак не в Свердловске! Альбом переходил из рук в руки, его слушали все: странная музыка, вроде бы рок-н-ролл, а вроде и нет; странный вокал, тексты "про хрен знает что", странные, непонятные, но интересные... "Урфин" прославился моментально.
Продолжение увлекательного чтения об истории зарождения и становления легендарной группы здесь.
Сам я услышал об "Урфин Джюс" только во второй половине восьмидесятых. Произошло это таким образом - товарищ на работе процитировал мне несколько четверостиший из песни "Путешествие". Уже первая строка меня "срезала" :) Да и далее слова были весьма странными, прикольными и ни на что в рок-музыке того времени не похожими (во всяком случае из того, что я обычно слушал).
Тут размещу текст полностью. Но прежде отмечу, что в отличие от большинства песен коллектива именно этот текст не принадлежит перу Ильи Кормильцева, основную его часть написал Аркадий Застырец, и с этим связана интересная история.
Первой настоящей работой Кормильцева стал альбом "Путешествие". Первым вкладом поэта в который стал вынужденный подлог. Дело в том, что при распаде группы "Сонанс", из которой произошли патриархи Свердловского рока "Трек" и "УД", наследство поделили полностью, включая гитары, колонки, поэта и поэзию.
Поэт Застырец отошел "Треку", а Пантыкину в результате торга достался его текст "Путешествие". С одним условием: авторство поставить чье-нибудь. И в качестве пробного камня Пантыкин предложил Кормильцеву подписаться под "Путешествием". Илья тогда еще страдал энтузиазмом и согласился не разобравшись, под чем подписывается... А в тексте и Застырец постарался, и Пантыкин кое-что дописал; так Кормильцев оказался автором строк типа: "Я кончил путешествие ударом в землю лбом, из головы все вышибло, не помню ничего"...
Надо признать, "Урфин Джюс" и вообще-то пел много ерунды, но песня "Путешествие" даже среди нее стоит особняком, в чем нетрудно убедиться, достаточно послушать. Мало за какой текст с его подписью Кормильцева впоследствии били с таким упоением!.. Впрочем, авторство его на обложке одноименного альбома "УД" сохранилось, и гонорар за сей конфуз Илья Валериевич получает до сих пор. (Леонид Порохня: www.nautilus.ru)
Ну, конфуз не конфуз, уровень данного произведения, разумеется, не кормильцевский, но надо сказать, текст тогда, что называется, "доставил", да и сейчас, переслушивая время от времени саму песню, я нахожу его весьма обаятельным.
Я умер - всё в порядке,
В карманах пропуска,
Подписаны все справки,
Печати в паспортах.
На реактивном лифте
В неоновых огнях,
Несемся в преисподню
На суперскоростях...
Реклама бьет как выстрел,
Соблазнов здесь полно,
В ушах орет 'Sex Pistols',
Мелькает секс кино.
Я сразу испугался
И растерялся вмиг -
За жизнь когтями драться
Я, право, не привык...
Улыбчивые черти
Сказали мне в аду,
Что я не так воспитан,
Что им не подойду.
Ты очень честный парень,
Конечно, выбирай,
Но если откровенно -
Иди ты к Богу в рай.
***
Я умер - всё в порядке,
В карманах пропуска,
Подписаны все справки,
Печати в паспортах.
На белом дирижабле
Похожем на свинью,
Легко раздвинув тучи
Мы вылезли в раю...
|
Нас приняли в объятья,
И все кричат: "УРА!",
Кругом висят плакаты
"ЗА ОБРАЗЦОВЫЙ РАЙ!"
У всех на лицах радость,
Я был доволен всем,
Но строить вместе с ними
Я просто не умел...
Вдруг какой-то ангел
Мне крикнул на лету,
Что я испорчен адом,
Что им не подойду.
Ты очень странный парень -
Плакатам ты не рад,
Мы с транспортом уладим -
Давай обратно в ад...
***
Я кончил путешествие
Ударом в землю лбом -
Из головы всё вышибло:
Не помню ничего...
В глазах - опушка леса,
В ушах шумит листва,
Стоит избушка рядом,
Вдали течет река.
Достал я из кармана
Все справки, паспорта,
Я изорвал их в клочья
И в землю закопал...
__________________
"Путешествие"; 1981 г. Из одноимённого альбома.
|
Потом мне принесли кассету, сразу предупредив о том, что голос вокалиста весьма своеобразен :) Вот что о голосе пишет сам Пантыкин:"...Мало того, я еще и пел! «Проба пера» в вокале - это особая тема, вокал-то мой!.. А когда распелся, выяснилось, что я обладаю уникальным педерастическим голосом, ни на что не похожим, который торчит, как иголка...".Но однако ж композиции были настолько интересными, а тексты настолько неординарными, что голос вокалиста у меня не вызвал никакого отторжения вообще. К тому же оказалось, что в материале присутствует и весьма симпатичный вокал Егора Белкина.
Актёр в чёрно-белой ленте (1982; 15)
Ещё несколько композиций из разных альбомов.
По порядку: Пропасть (1982; 15), 451 F (1982; 15), Другая сторона холма (1982; 15), Путешествие (1981; Путешествие), Этот шумящий мир (1981; Путешествие), Последний день воды (1981; Путешествие), Музей мадам Тюссо (1984; Жизнь в стиле Heavy Metal)
"Урфин Джюс" в новейшее время. Александр Пантыкин Владимир Назимов Егор Белкин Остальные снимки можно посмотреть у anthony captain, начиная отсюда.
В 2001 году "Урфин Джюс" собрался в прежнем составе и дал концерт в Сан-Франциско. К сожалению, сам концерт записан плохо - неудачно снят звук - мощно выведены голоса, на их фоне инструменты звучат очень тихо, потому исчез драйв и нет, увы, никакого удовольствия от прослушивания). Репетиционные треки получились куда лучше.
Из записи самого концерта всё-таки размещу наиболее получившийся трек - "Музей мадам Тюссо", остальные треки (репетиция) - в общем плеере.
Музей мадам Тюссо (Урфин Джюс 2001 - live)
По порядку: Homo superior, На другой стороне холма, Призрачный гость.
Другие бриллианты мировой умной музыки можно услышать в круглосуточном режиме на радио "горизонт событий": http://gorizontsobytij.ucoz.ru/index/radiogorizont/0-401
Аудиопоток: http://s2.radioheart.ru:8005/radiogorizont
m3u-файл: http://s2.radioheart.ru:8005/radiogorizont.m3u
|