Вот такая картина висела в спальне Филиппа IV.
Это работа Веласкеса, известная под названием "Пьяницы или Триумф Вакха", написанная в 1628 году, через 6 лет после того, как художник стал придворным живописцем и официальным портретистом короля. Как водится, теперь никто толком не понимает, что всё это значит, и каждый пытается объяснить по-своему.
Познакомившись с разными гипотезами, я убедилась, что некоторые искусствоведы вообще не смотрят на картину - а зачем, если есть красивая гипотеза? Вот, например, в 1994 в Кембридже издали труд Стивена Орсо, целиком "Пьяницам" посвящённый, так там серьёзно доказывается, что в виде Вакха Веласкес изобразил самого Филиппа IV. Ну да, конечно, представляю, как король обрадовался.
Ладно, гипотеза Орсо не нашла поддержки в научных кругах. Зато самое популярное объяснение происходящему знаете какое? Что перед нами Вакх, спустившийся к людям, чтобы чтобы с помощью вина облегчить их существование, снять груз забот и т.д. По-моему, достаточно разок посмотреть на картину, чтобы стало ясно - происходит что-то совсем другое. "Пьяницы" абсолютно непохожи на многочисленные вакханалии 17 века, от Рубенса до Пуссена.
На сайте wga.hu есть упоминание о том, что при испанском дворе того времени любили развлекаться следующим образом - приводить вот таких вот простых людей, как на картине, спаивать их, а потом смеяться над опьяневшими. На память сразу приходит жестокий розыгрыш, описанный Шекспиром в "Укрощении строптивой":
Скот безобразный! Как свинья разлёгся. Смерть гнусная, твоё подобье мерзко. А хорошо бы подшутить над ним: Тихонько бы перенести в постель, Да тонкое бельё, на пальцы перстни, Изысканные кушанья в кровать. А встанет - ждут ливрейные лакеи... Пожалуй, не узнает сам себя? (пер. М.Кузмина)
В таком случае, Вакх на картине просто актёр, не совсем уверенный в том, правильно ли он всё делает - взгляд его обращён на руководителя всей затеи, оставшегося за кадром. А пьянчуги, явно уже хорошо принявшие на грудь веселятся, не совсем понимая, что происходит. Они вполне довольны всем происходящим, и полуголый Вакх не вызывает у них особого благоговения.
Понятен и выбор такого сюжета для спальни короля - некое напоминание о придворных забавах, видимо, казавшихся тогда очень изысканными и смешными. Оно, конечно, у Филиппа II в спальне "Семь смертных грехов" Босха висели, но наступили уже новые времена, можно и на что-нибудь полегче полюбоваться перед сном.
|