Почти 10 лет назад я впервые увидела эту картину в лондонской Галерее Тейт. Даже если не читать табличку с описанием, что-то в ней настораживает. А уж если прочесть...
Знакомьтесь, изящный джентльмен - сэр Ричард Солтонстолл из Чиппинг Уорден, что в Оксфордшире. В 1630 г. умерла его первая жена, Элизабет Басс, и через три года он женился второй раз, на Мэри Паркер. Ещё через несколько лет он решил заказать семейный портрет, и, ничтоже сумняшеся, решил там изобразить обеих женщин. Элизабет лежит на кровати и протягивает руку к мужу и детям (старший ребёнок - мальчик), а Мэри сидит и нянчит своего сына рядышком.
Умершие рядом с живыми - не такая уж редкая вещь в английской живописи, но не для 17 века. А ещё весьма загадочен жест сэра Ричарда. Такое впечатление, что он собирается отдать своей первой жене перчатку, но зачем?
Из комментариев:
mjawa: По-моему вполне себе логичная картина. Важны не столько жены, сколько дети, наследники имени и состояния. Потому и обе матери изображены вместе со своими детьми, чтобы не возникало недоразумений - где чьи потомки.
Перчатка - интересный момент. Мне отчего-то вспомнилась "та, третья перчатка", которую вручили на посвящении в масонской ложе Пьеру Безухову, с тем, чтобы он передал ее той, которую посчитает своей "достойной каменщицей".
В Средние Века вручение перчатки (с правой руки) означало, что рыцарь становился вассалом того, кому вручал «залог». Здесь, на картине, мы видим уже более поздние времена, но возможно жест сэра Ричарда выражает его чувство долга и благодарности по отношению к первой жене и ее детям, вне зависимости от чувств к новой супруге и ее малышу. То же равенство, которое и сводит вместе на картине живых и умершую, как одну семью.
... Еще обратила внимание, что руку в перчатке он протягивает навстречу покойной жене. И ей же кладет в протянутую руку перчатку с правой руки. Такое получается "опосредованное объятие" символическое. А "живой рукой" держит такую же живую руку старшего сына. Снятая (мертвая?) перчатка - той, что ушла за грань. Живое - живым.
В "Осени Средневековья" я еще читала про "послеродовые ритуалы" в знатных семьях того времени. Там зеленые драпировки стен и мебели ("зеленая спальня") полагались именно знатной роженице (изначально вообще только не ниже чем принцессам крови). А в спальне с пунцовыми драпировками кровати и кресла, уже немного оправившаяся молодая мать принимала посетителей, представляя им новорожденного до и после крестин.
Здесь мы видим как раз сидящую в кресле молодую мать с младенцем - вторую жену, на которую устремлен взгляд супруга. И видим лежащую в кровати с пунцовыми занавесками первую жену. Может быть здесь тоже есть намек на то, что она умерла вскоре после родов?
aunt_millicent: Да, она после родов умерла. Но тейтские историки скорее связывают обстановку комнаты с общей демонстрацией богатства и величия, чем с символическим значением. А у Мэри младенец в такие же пунцовые одежды облачён, что может быть неспроста.
Дело в том, что у неё было 2 сына - один умер вскоре после рождения. Если это первый сын, то на картине уже двое мёртвых. Но всё-таки общепринятое мнение такое, что картина была написана уже после рождения второго сына, и он-то и лежит у мамы на руках.
Про обнажённую и оперчаточенную руки я тоже подумала:-)
|