То, что композитор Карло Джезуальдо с особой жестокостью прикончил свою жену Марию д'Авалос и её любовника, а потом написал сто с лишним мрачных мадригалов, знают все. Но оказывается, чувство вины и страха перед воздаянием преследовало его так сильно, что он основал монастырь недалеко от своего имения, а в церковь монастыря пожертвовал необыкновенный заалтарный образ.
Да, собственно, с художественной точки зрения она не особенно выдающаяся, интересно, что изображено.
Наверху, понятно, страдающий Христос, искупивший Своей смертью и страданиями грехи человечества, в окружении святых-просителей за кающегося композитора. Ниже начинается интересное и непонятное. Под Христом - странный младенец с крылышками-ленточками. Возможно, это невинный ребёнок, сын донны Марии, которого Джезуальдо, по некоторым сведениям, тоже убил - ведь это был не его сын, а плод прелюбодеяния.
Сам композитор стоит на коленях в левом нижнем углу картины, а обнимает его родной дядя, кардинал Карл Борромей, ещё даже не канонизированный к моменту написания образа. В правом нижнем углу - вторая жена Джезуальдо, Леонора д'Эсте. Это изображение раскрыли совсем недавно, по каким-то причинам в 17 веке поверх её фигуры нарисовали монахиню.
А разделяет супругов геенна огненная. Впрочем, ангел, протягивающий руку грешнику указывает скорее на то, что перед нами чистилище. Понятно, что в рай Джезуальдо и не надеялся попасть, вот он и выразил с помощью художника скромную надежду на то, что после отбытия очистительного наказания всё-таки будет прощён.
Самое интересное, на мой взгляд - это две фигуры, мужчина и женщина, стоящие в языках пламени со скрещёнными руками. Некоторые исследователи считают, что перед нами убитые ревнивым музыкантом донна Мария и граф Фабрицио Карафа. По-моему, это похоже на правду.
Какой же изощрённый ум надо было иметь, чтобы задумать всю эту композицию! Объединить в одном пространстве убийцу и убитых, причём молится за них всех ещё одна невинная жертва, убитый младенец. И не случайно Христос изображён показывающим Свои раны, очевидно, что Джезуальдо видит схожесть ситуаций: ведь и Господь простил Своих мучителей и принёс им спасение.
Напомнило страшные сны монахини в фильме "Мертвец идёт", где она видит, как убийца и убитые им дети сидят за одним столом, пьют чай и весело разговаривают.
|