главная » статьи » естественнонаучное |
Почему вашему мозгу нравятся новые песни? Когда легенда джаза Джон Колтрейн впервые услышал, как Чарли Паркер играет на саксофоне, музыка, как он выразился, ударила ему "прямо между глаз". По словам неврологов, Колтрейн был совершенно прав. Новое исследование показало, что когда мы слышим музыку, которая нам нравится, даже впервые, активируется часть той системы мозга, что ответственна за вознаграждение. Область, называемая прилежащим ядром, определяет, как мы оцениваем музыку - и даже предсказывает, сколько человек готов заплатить за новый трек. "Это удивительное, прекрасное исследование," - говорит музыкальный психолог Дэвид Хьюрон из университета штата Огайо, который не принимал участия в этой работе. Результаты помогут учёным понять, почему люди придают столько значения абстрактной последовательности звуковых волн. "Музыка - странная вещь. Не совсем ясно, имеет ли она какое-нибудь значение для выживания". Любимая музыка, является ли она тяжелым роком или мягкой инструментальной балладой, вызывает глубокий эмоциональный отклик. Невролог Валори Салимпур вспоминает, как однажды слушала "Венгерский танец №5" Иоганна Брамса, когда сидела за рулём. Музыка так сильно впечатлила её, что та была вынуждена остановиться. Заинтригованная своим опытом, Салимпур присоединилась к Роберту Заторре в монреальском неврологическом институте при Университете МакГилл в Канаде, чтобы изучить, как музыка воздействует на мозг. В 2011 году она и Заторре подтвердили, что дофамин, нейромедиатор поощрения, является источником интенсивных переживаний (например, "мурашки"), связанных с любимым музыкальным произведением. Они показали, что в центрах удовольствия у слушателей уровень дофамина быстро повышается во время ключевых отрывков любимой музыки, а также за мгновение до их наступления, словно мозг предсказывал их наступление. Салимпур, работая сейчас в Ротмановском исследовательском институте в Торонто, хотела узнать, происходит ли реакция благодаря самой музыке или на основе эмоциональной привязанности к ней. Она выбрала 19 добровольцев, 10 мужчин и 9 женщин в возрасте от 18 до 37, которые рассказали о своих музыкальных вкусах. "Инди" и электронная музыка оказались самыми популярными направлениями. Салимпур проигрывала 30-секундные отрывки из 60 песен, которые испытуемые никогда не слышали ранее. Затем добровольцы оценивали, как много они были готовы заплатить за каждый трек (до 2$). Для того, чтобы сделать эксперимент более реалистичным, участники тратили свои собственные деньги, а в конце исследования получали CD с купленными треками. Салимпур наблюдала с помощью МРТ, как мозг добровольцев реагировал на музыку. Множество областей мозга возбуждались, когда они слушали новую песню, но только активность прилежащего ядра хорошо коррелировала с тем, сколько участники готовы были заплатить за неё. Прилежащее ядро, как считается, отвечает за приятные сюрпризы или "положительные ошибки прогноза", как называют их нейрофизиологи. Наш мозг хорошо приспособлен для использования таких шаблонов, как музыкальные последовательности, в целях предсказывания будущего. "Мы постоянно делаем предсказания, даже если незнакомы с музыкой", - утверждает Салимпур. - "Мы предсказываем, какой она будет". Эти прогнозы основаны на прошлом музыкальном опыте, так что у любителей классической музыки будут другие ожидания, чем у фанатов панк-музыки. Но когда музыка звучит "лучше", чем ожидает наш мозг, прилежащее ядро буквально взрывается восторгом. Салимпур пришла к выводу, что музыке придаётся значение благодаря взаимодействию прилежащего ядра с центрами высшего мышления и распознавания образов. Винод Менон, когнитивный нейрофизиолог из Стэнфордского университета в Пало-Альто, Калифорния, думает, что присутствие лиричных текстов в некоторых треках является "запутывающим фактором". "Мы не знаем, сама мелодия или языковые фрагменты обуславливают некоторые из этих эффектов", - говорит он. Салимпур отвечает, что предыдущие исследования показали, что эти эффекты наблюдались при прослушивании инструментальной музыки. Тексты, говорит она, кажется, не влияют на решение приобрести музыку. В будущем Салимпур намеревается исследовать ещё одну область мозга - верхнюю височную извилину. Она хочет узнать, как эта область, в которой хранится память о звуках, которые мы когда-либо слышали, участвует в формировании наших музыкальных предпочтений. Источник: http://news.sciencemag.org/sciencenow/2013/04/why-your-brain-loves-that-new-so.html | |
Просмотров: 4940 | Комментарии: 1
| Метки: |
Метки: |
Всего комментариев: 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ] Некоторые статьи из «Чтива» на горизонте в случайном порядке.
Основные разделы. Главная Осколки Неба Музыка кино Редкости СуперХоккей Николай Парфенюк Андрей Мисин Дореволюционная Россия в цвете Треки из нашей кинофантастики Чтиво Советское кино Советская мультипликация Интернет Поиск & метки Гостевая Обратная связь Один трек из коллекции
"... Оба-на! Это лучший фолк, который я слышал в своей жизни со времен первого обалдения от пластинок: Бонни Райт 1970 года, Арло Гатри 1971, Тима Бакли и Нормана Гринбаума 1969, и Джеймса Тейлора «Ван мен дог»! Похоже на Никольского (точнее, Никольский похож на американский фолк), это так, но не кажется вторичным. Еще раз убедился в том, что абсолютно не важно - сложная вещь мелодически и гармонически, или нет, замудреный там текст или простой. Главное - чтобы все в целом было сочинено и сыграно очень вкусно. Это чувство стиля называется, наверное... Культура, тонкая вещь, как у «Иглз» - вроде, ничего особо сложного, но как сделано! Завидую непрерывно - игра четкая, аккуратная, запись клёвая, все в целом очень понравилось. Все, закругляюсь, пошел сравнивать с Саймоном и Гарфанкелом, просто и вкусно - во как! :) Что-то меня пробило. Обычно я только ругаю. :)) ..." >> подробнее об объекте отзыва :)
|