главная » статьи » обо всём понемногу |
Давно хочу писать заметки по интересным книгам. Это первый блин. Сегодня по двум источникам: * Michael Rice. «Egypt's Making: The Origins of Ancient Egypt, 5000-2000 BC». * Shalom L. Goldman. «Ancient Near Eastern Mythology». О том, как смотрели на мир две древние цивилизации, и как их представления соотносятся с нашей картиной мира. Одна из самых интересных сторон возникновения египетской цивилизации, открытая археологами, – сложная связь между шумерами и египетской знатью, представители которой, в конечном счете, создали единое государство и первую династию фараонов. Египетские принцы переняли у шумеров разные полезные изобретения вроде печатей. Но более интригующие заимствования связаны с сакральными сторонами жизни. Египетские вожди почему-то решили использовать шумерское искусство и символы в оформлении своих дворцов и гробниц, которые также строились по образцу дворцов. Они заимствовали символ, которым в дальнейшем тысячи лет обозначалось священное имя фараона. Любопытно, ранние египетские храмы строились на шумерский манер из обожженного кирпича, а не камня, как строили египтяне в последующие эпохи. Вторжение чужеродной и отдаленной культуры в столь священные материи вызывает вопросы о том, какие идеи и ценности могли почерпнуть создатели Древнего Египта у шумеров (создание городов? царская власть?). Однако причины, мотивы и интересы, побуждавшие разные цивилизации к взаимодействию, могут быть лишь предметом спекуляций. Археология позволяет увидеть только результаты, но не побуждения. Чтобы судить о них, нам не хватает историй в духе «я король королей такой-то захотел храм во славу своего небесного покровителя и...» Примечательно, что влияния Египта на шумерскую культуру в ту эпоху не обнаружено, а культурное заимствование у шумеров быстро угасло еще в период первой династии фараонов. Причины для этих тенденций также неуловимы. Раньнее и краткое взаимодействие Египта и Шумера интригует на фоне различий в мироощущении этих двух цивилизаций. Энергичные, неутомимые, изобретательные и отважные шумеры в целом весьма пессимистично смотрели на мир и свое место в нем. Их боги были часто враждебны. Шумеру оставалось лишь уповать на то, что он чем-то неосторожно не прогневит богов. Само создание людей описано как нечто несущественное, второстепенное в истории вселенной. Причина создания людей также безрадостна: низшие боги не хотели заниматься грязной работой, и ее переложили на плечи новых созданий. По контрасту египтяне думали о себе как о любимых детях богов. Любопытно, они не пытались обосновывать или подчеркивать это представление, оно казалось им чем-то само собой разумеющимся и самоочевидным. Их земля была лучшим местом в мире, а сами они стояли ближе всех к богам. В Египте правитель имел божественную природу. Он считался проявлением бога Гора на земле. У шумеров и последующих обитателей Месопотамии такое понимание царя не развилось. Царская власть имела божественное происхождение, и правитель получал свою власть с санкции богов, но он оставался таким же смертным человеком, как и все остальные. Контраст тем интереснее, что первыми о земном рае грезили именно шумеры, а не египтяне. Шумерские мифы упоминают таинственную и мистическую землю Дильмун – место первобытной невинности и радости. Эта идея позднее находила отклик в сердцах народов, вторгавшихся в Месопотамию и перенимавших культуры покоренных. Возможно, она послужила вдохновением для иудаизма, а также его наследников – христианства и ислама. Египтяне верили, что идеал представлен вечной красотой и совершенством нильской долины. На земле не могло быть лучшего и более совершенного места. Им казалось, что такой порядок вещей будет вечным. Такая картина мира, несомненно, подверглась серьезным испытаниям после краха Древнего Египта, сопровождавшегося хаосом и анархией. Даже сегодня Древний Египет продолжает вдохновлять гораздо больше, чем Шумер. Более того, если бы не несколько сотен энтузиастов, питавших особую страсть к многолетнему просеиванию песков Ирака, мы мало что знали бы о шумерах. Но шумеры и не питали иллюзий относительно вечности. Можно не сомневаться, что если бы экклезиаст жил в Шумере, он продал бы много копий своего труда. Известны шумерские глиняные таблички, подчеркивающие тленность и хрупкость сделанного руками человека. Парадокс трудно переоценить. От провозглашавшихся вечными творений (в том числе гораздо более поздних, чем эти таблички), в некоторых случаях не осталось и следа, а куски обожженной глины, утверждающие зыбкость, имеют почтенный возраст более 4,000 лет. Более того, хотя шумеры исчезли из истории тысячи лет назад, их наследие все еще с нами: колесо, парусные лодки, банковское дело, международная торговля и даже принципы построения городов и социальные иерархии популярны как никогда. Египтяне, сосредоточенные на совершенстве своей земли, не были склонны к распространению своей культуры. Однако эти две удивительные культуры независимо подписались на одно и то же представление о цивилизации. Для них характерно убеждение, что совершенное устройство жизни уже достигнуто, оно установлено свыше и не может быть улучшено. Цивилизация может только деградировать. Этот взгляд хорошо известен в последующих веках, его унаследовали греки. Гесиоду принято приписывать концепцию золотого века. От греков идею перенял Рим. Независимо видение идеала в прошлом заимствовал Израиль, но иудейские жрецы придали ей качественно новую форму. Идеал прошлого состояния был представлен как верность божественным заповедям и жреческим традициям. Преданность культу обеспечивает защиту и помощь бога, процветание и радость; отступление влечет за собой божий гнев, кару и несчастья. Поскольку сами жреческие роды растворились в истории, и память о них почти стерлась, осталось только представление о верности богу и его заповедям. Христианство заимствовало у «позднего» иудаизма эти представления вместе с апокалиптическими настроениями. В прошлом – утерянный рай, со временем мир все больше приходит в упадок, а впереди – страшные потрясения, за которыми установление вечной божественной гармонии для тех, кто был верен богу и его заветам. Такое мировоззрение оказалось очень востребованным в эпоху распада Римской империи и последующих веков мрака. Может даже показаться странным, что именно в христианской Европе сложилась противоположная по смыслу идея о прогрессе цивилизации, которая к 19 веку оформилась в целостные философские системы, а сегодня доминирует в мироощущении европейской культуры. В соответствии с этим взглядом на мир, совершенствование цивилизации и отказ от прошлого есть благо. Старые порядки не идеал, а примитивный уровень развития, от которого следует отказаться, будущее наверняка будет лучше и прошлого, и настоящего. Однако понять, как и почему в европейской культуре произошел переход от идеализации прошлого к вере в прогресс, не сложно. Когда европейские интеллектуалы обосновывали эту идею, общепринятым оставался старый взгляд. Но в период перемен во множестве сторон жизни в конце 19 века идея оказалась востребованной, как ранее востребованным было христианство. Само христианство не осталось в стороне, и многие его течения приспособились к новому пониманию мира, которое было противоположно его изначальному посылу. Не случайно наиболее консервативные христианские конфессии всегда в штыки воспринимали любые новшества и осуждали веру в новый лучший мир. Такие убеждения вступают в противоречие с представлением, что мир приближается к концу, становится все хуже, и мы по всем признакам живем в последние времена. В современном мире можно заметить и противоположную тенденцию, вызванную явно слишком большой скоростью перемен. Слишком новое и слишком непривычное воспринимается как угроза и вызывает подозрение, что мир идет куда-то не туда, что нечто существенное утрачено и забыто. Этот страх приводит к поиску безмятежности и гармонии в прошлом. Легко заметить, что такого рода страхи вращаются вокруг объектов, которые подозреваются в способности нанести вред здоровью или лишить жизни. Главные изгои утомительны: опасные лекарства, вакцины, ГМО, синтетические пищевые добавки и т. п. Но отказ от высокотехнологичного мира редок. Дауншифтинг, как раньше и сейчас монашество, остается уделом единиц. И в целом критикующие современный образ жизни люди чувствуют себя наиболее комфортно в почти полностью искусственном мире современного города. Очевидно, их дети легко освоят то, чего они боятся. Источник: http://tvm2008.livejournal.com/3962.html | |
Просмотров: 1120 | Рейтинг: 0.0/0 | наверх |
Метки: |
Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|
---|
| ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
---|
|
---|
| ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
---|
| ||
---|---|---|
|
|
---|
|
---|
|
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |