горизонт событий. музыка, редкости, раритеты.
Суббота, 14.06.2025, 19:02. Приветствуем Вас, Гость!

главная о площадке ♫ осколки неба музыка кино music sci fi чтиво интернет поиск гостевая почта

ценное из блогов и других источников

главная » статьи » обо всём понемногу

Что мы поняли о жизни за ~5,000 лет        
 

Что мы поняли о жизни за ~5,000 лет


Давно хочу писать заметки по интересным книгам. Это первый блин. Сегодня по двум источникам:

* Michael Rice. «Egypt's Making: The Origins of Ancient Egypt, 5000-2000 BC».
* Shalom L. Goldman. «Ancient Near Eastern Mythology».

О том, как смотрели на мир две древние цивилизации, и как их представления соотносятся с нашей картиной мира.

Одна из самых интересных сторон возникновения египетской цивилизации, открытая археологами, – сложная связь между шумерами и египетской знатью, представители которой, в конечном счете, создали единое государство и первую династию фараонов. Египетские принцы переняли у шумеров разные полезные изобретения вроде печатей. Но более интригующие заимствования связаны с сакральными сторонами жизни. Египетские вожди почему-то решили использовать шумерское искусство и символы в оформлении своих дворцов и гробниц, которые также строились по образцу дворцов. Они заимствовали символ, которым в дальнейшем тысячи лет обозначалось священное имя фараона.

Любопытно, ранние египетские храмы строились на шумерский манер из обожженного кирпича, а не камня, как строили египтяне в последующие эпохи. Вторжение чужеродной и отдаленной культуры в столь священные материи вызывает вопросы о том, какие идеи и ценности могли почерпнуть создатели Древнего Египта у шумеров (создание городов? царская власть?).

Однако причины, мотивы и интересы, побуждавшие разные цивилизации к взаимодействию, могут быть лишь предметом спекуляций. Археология позволяет увидеть только результаты, но не побуждения. Чтобы судить о них, нам не хватает историй в духе «я король королей такой-то захотел храм во славу своего небесного покровителя и...» Примечательно, что влияния Египта на шумерскую культуру в ту эпоху не обнаружено, а культурное заимствование у шумеров быстро угасло еще в период первой династии фараонов. Причины для этих тенденций также неуловимы.

Раньнее и краткое взаимодействие Египта и Шумера интригует на фоне различий в мироощущении этих двух цивилизаций. Энергичные, неутомимые, изобретательные и отважные шумеры в целом весьма пессимистично смотрели на мир и свое место в нем. Их боги были часто враждебны. Шумеру оставалось лишь уповать на то, что он чем-то неосторожно не прогневит богов.

Само создание людей описано как нечто несущественное, второстепенное в истории вселенной. Причина создания людей также безрадостна: низшие боги не хотели заниматься грязной работой, и ее переложили на плечи новых созданий. По контрасту египтяне думали о себе как о любимых детях богов. Любопытно, они не пытались обосновывать или подчеркивать это представление, оно казалось им чем-то само собой разумеющимся и самоочевидным. Их земля была лучшим местом в мире, а сами они стояли ближе всех к богам.

В Египте правитель имел божественную природу. Он считался проявлением бога Гора на земле. У шумеров и последующих обитателей Месопотамии такое понимание царя не развилось. Царская власть имела божественное происхождение, и правитель получал свою власть с санкции богов, но он оставался таким же смертным человеком, как и все остальные.

Контраст тем интереснее, что первыми о земном рае грезили именно шумеры, а не египтяне. Шумерские мифы упоминают таинственную и мистическую землю Дильмун – место первобытной невинности и радости. Эта идея позднее находила отклик в сердцах народов, вторгавшихся в Месопотамию и перенимавших культуры покоренных. Возможно, она послужила вдохновением для иудаизма, а также его наследников – христианства и ислама. Египтяне верили, что идеал представлен вечной красотой и совершенством нильской долины. На земле не могло быть лучшего и более совершенного места. Им казалось, что такой порядок вещей будет вечным. Такая картина мира, несомненно, подверглась серьезным испытаниям после краха Древнего Египта, сопровождавшегося хаосом и анархией.

Даже сегодня Древний Египет продолжает вдохновлять гораздо больше, чем Шумер. Более того, если бы не несколько сотен энтузиастов, питавших особую страсть к многолетнему просеиванию песков Ирака, мы мало что знали бы о шумерах. Но шумеры и не питали иллюзий относительно вечности. Можно не сомневаться, что если бы экклезиаст жил в Шумере, он продал бы много копий своего труда. Известны шумерские глиняные таблички, подчеркивающие тленность и хрупкость сделанного руками человека.

Парадокс трудно переоценить. От провозглашавшихся вечными творений (в том числе гораздо более поздних, чем эти таблички), в некоторых случаях не осталось и следа, а куски обожженной глины, утверждающие зыбкость, имеют почтенный возраст более 4,000 лет. Более того, хотя шумеры исчезли из истории тысячи лет назад, их наследие все еще с нами: колесо, парусные лодки, банковское дело, международная торговля и даже принципы построения городов и социальные иерархии популярны как никогда. Египтяне, сосредоточенные на совершенстве своей земли, не были склонны к распространению своей культуры.

Однако эти две удивительные культуры независимо подписались на одно и то же представление о цивилизации. Для них характерно убеждение, что совершенное устройство жизни уже достигнуто, оно установлено свыше и не может быть улучшено. Цивилизация может только деградировать. Этот взгляд хорошо известен в последующих веках, его унаследовали греки. Гесиоду принято приписывать концепцию золотого века. От греков идею перенял Рим. Независимо видение идеала в прошлом заимствовал Израиль, но иудейские жрецы придали ей качественно новую форму. Идеал прошлого состояния был представлен как верность божественным заповедям и жреческим традициям.

Преданность культу обеспечивает защиту и помощь бога, процветание и радость; отступление влечет за собой божий гнев, кару и несчастья. Поскольку сами жреческие роды растворились в истории, и память о них почти стерлась, осталось только представление о верности богу и его заповедям. Христианство заимствовало у «позднего» иудаизма эти представления вместе с апокалиптическими настроениями. В прошлом – утерянный рай, со временем мир все больше приходит в упадок, а впереди – страшные потрясения, за которыми установление вечной божественной гармонии для тех, кто был верен богу и его заветам. Такое мировоззрение оказалось очень востребованным в эпоху распада Римской империи и последующих веков мрака.

Может даже показаться странным, что именно в христианской Европе сложилась противоположная по смыслу идея о прогрессе цивилизации, которая к 19 веку оформилась в целостные философские системы, а сегодня доминирует в мироощущении европейской культуры. В соответствии с этим взглядом на мир, совершенствование цивилизации и отказ от прошлого есть благо. Старые порядки не идеал, а примитивный уровень развития, от которого следует отказаться, будущее наверняка будет лучше и прошлого, и настоящего.

Однако понять, как и почему в европейской культуре произошел переход от идеализации прошлого к вере в прогресс, не сложно. Когда европейские интеллектуалы обосновывали эту идею, общепринятым оставался старый взгляд. Но в период перемен во множестве сторон жизни в конце 19 века идея оказалась востребованной, как ранее востребованным было христианство.

Само христианство не осталось в стороне, и многие его течения приспособились к новому пониманию мира, которое было противоположно его изначальному посылу. Не случайно наиболее консервативные христианские конфессии всегда в штыки воспринимали любые новшества и осуждали веру в новый лучший мир. Такие убеждения вступают в противоречие с представлением, что мир приближается к концу, становится все хуже, и мы по всем признакам живем в последние времена.

В современном мире можно заметить и противоположную тенденцию, вызванную явно слишком большой скоростью перемен. Слишком новое и слишком непривычное воспринимается как угроза и вызывает подозрение, что мир идет куда-то не туда, что нечто существенное утрачено и забыто. Этот страх приводит к поиску безмятежности и гармонии в прошлом.

Легко заметить, что такого рода страхи вращаются вокруг объектов, которые подозреваются в способности нанести вред здоровью или лишить жизни. Главные изгои утомительны: опасные лекарства, вакцины, ГМО, синтетические пищевые добавки и т. п. Но отказ от высокотехнологичного мира редок. Дауншифтинг, как раньше и сейчас монашество, остается уделом единиц. И в целом критикующие современный образ жизни люди чувствуют себя наиболее комфортно в почти полностью искусственном мире современного города. Очевидно, их дети легко освоят то, чего они боятся.







Давно хочу писать заметки по интересным книгам. Это первый блин. Сегодня по двум источникам:

* Michael Rice. «Egypt's Making: The Origins of Ancient Egypt, 5000-2000 BC».
* Shalom L. Goldman. «Ancient Near Eastern Mythology».

О том, как смотрели на мир две древние цивилизации, и как их представления соотносятся с нашей картиной мира.

Одна из самых интересных сторон возникновения египетской цивилизации, открытая археологами, – сложная связь между шумерами и египетской знатью, представители которой, в конечном счете, создали единое государство и первую династию фараонов. Египетские принцы переняли у шумеров разные полезные изобретения вроде печатей. Но более интригующие заимствования связаны с сакральными сторонами жизни. Египетские вожди почему-то решили использовать шумерское искусство и символы в оформлении своих дворцов и гробниц, которые также строились по образцу дворцов. Они заимствовали символ, которым в дальнейшем тысячи лет обозначалось священное имя фараона.

Любопытно, ранние египетские храмы строились на шумерский манер из обожженного кирпича, а не камня, как строили египтяне в последующие эпохи. Вторжение чужеродной и отдаленной культуры в столь священные материи вызывает вопросы о том, какие идеи и ценности могли почерпнуть создатели Древнего Египта у шумеров (создание городов? царская власть?).

Однако причины, мотивы и интересы, побуждавшие разные цивилизации к взаимодействию, могут быть лишь предметом спекуляций. Археология позволяет увидеть только результаты, но не побуждения. Чтобы судить о них, нам не хватает историй в духе «я король королей такой-то захотел храм во славу своего небесного покровителя и...» Примечательно, что влияния Египта на шумерскую культуру в ту эпоху не обнаружено, а культурное заимствование у шумеров быстро угасло еще в период первой династии фараонов. Причины для этих тенденций также неуловимы.

Раньнее и краткое взаимодействие Египта и Шумера интригует на фоне различий в мироощущении этих двух цивилизаций. Энергичные, неутомимые, изобретательные и отважные шумеры в целом весьма пессимистично смотрели на мир и свое место в нем. Их боги были часто враждебны. Шумеру оставалось лишь уповать на то, что он чем-то неосторожно не прогневит богов.

Само создание людей описано как нечто несущественное, второстепенное в истории вселенной. Причина создания людей также безрадостна: низшие боги не хотели заниматься грязной работой, и ее переложили на плечи новых созданий. По контрасту египтяне думали о себе как о любимых детях богов. Любопытно, они не пытались обосновывать или подчеркивать это представление, оно казалось им чем-то само собой разумеющимся и самоочевидным. Их земля была лучшим местом в мире, а сами они стояли ближе всех к богам.

В Египте правитель имел божественную природу. Он считался проявлением бога Гора на земле. У шумеров и последующих обитателей Месопотамии такое понимание царя не развилось. Царская власть имела божественное происхождение, и правитель получал свою власть с санкции богов, но он оставался таким же смертным человеком, как и все остальные.

Контраст тем интереснее, что первыми о земном рае грезили именно шумеры, а не египтяне. Шумерские мифы упоминают таинственную и мистическую землю Дильмун – место первобытной невинности и радости. Эта идея позднее находила отклик в сердцах народов, вторгавшихся в Месопотамию и перенимавших культуры покоренных. Возможно, она послужила вдохновением для иудаизма, а также его наследников – христианства и ислама. Египтяне верили, что идеал представлен вечной красотой и совершенством нильской долины. На земле не могло быть лучшего и более совершенного места. Им казалось, что такой порядок вещей будет вечным. Такая картина мира, несомненно, подверглась серьезным испытаниям после краха Древнего Египта, сопровождавшегося хаосом и анархией.

Даже сегодня Древний Египет продолжает вдохновлять гораздо больше, чем Шумер. Более того, если бы не несколько сотен энтузиастов, питавших особую страсть к многолетнему просеиванию песков Ирака, мы мало что знали бы о шумерах. Но шумеры и не питали иллюзий относительно вечности. Можно не сомневаться, что если бы экклезиаст жил в Шумере, он продал бы много копий своего труда. Известны шумерские глиняные таблички, подчеркивающие тленность и хрупкость сделанного руками человека.

Парадокс трудно переоценить. От провозглашавшихся вечными творений (в том числе гораздо более поздних, чем эти таблички), в некоторых случаях не осталось и следа, а куски обожженной глины, утверждающие зыбкость, имеют почтенный возраст более 4,000 лет. Более того, хотя шумеры исчезли из истории тысячи лет назад, их наследие все еще с нами: колесо, парусные лодки, банковское дело, международная торговля и даже принципы построения городов и социальные иерархии популярны как никогда. Египтяне, сосредоточенные на совершенстве своей земли, не были склонны к распространению своей культуры.

Однако эти две удивительные культуры независимо подписались на одно и то же представление о цивилизации. Для них характерно убеждение, что совершенное устройство жизни уже достигнуто, оно установлено свыше и не может быть улучшено. Цивилизация может только деградировать. Этот взгляд хорошо известен в последующих веках, его унаследовали греки. Гесиоду принято приписывать концепцию золотого века. От греков идею перенял Рим. Независимо видение идеала в прошлом заимствовал Израиль, но иудейские жрецы придали ей качественно новую форму. Идеал прошлого состояния был представлен как верность божественным заповедям и жреческим традициям.

Преданность культу обеспечивает защиту и помощь бога, процветание и радость; отступление влечет за собой божий гнев, кару и несчастья. Поскольку сами жреческие роды растворились в истории, и память о них почти стерлась, осталось только представление о верности богу и его заповедям. Христианство заимствовало у «позднего» иудаизма эти представления вместе с апокалиптическими настроениями. В прошлом – утерянный рай, со временем мир все больше приходит в упадок, а впереди – страшные потрясения, за которыми установление вечной божественной гармонии для тех, кто был верен богу и его заветам. Такое мировоззрение оказалось очень востребованным в эпоху распада Римской империи и последующих веков мрака.

Может даже показаться странным, что именно в христианской Европе сложилась противоположная по смыслу идея о прогрессе цивилизации, которая к 19 веку оформилась в целостные философские системы, а сегодня доминирует в мироощущении европейской культуры. В соответствии с этим взглядом на мир, совершенствование цивилизации и отказ от прошлого есть благо. Старые порядки не идеал, а примитивный уровень развития, от которого следует отказаться, будущее наверняка будет лучше и прошлого, и настоящего.

Однако понять, как и почему в европейской культуре произошел переход от идеализации прошлого к вере в прогресс, не сложно. Когда европейские интеллектуалы обосновывали эту идею, общепринятым оставался старый взгляд. Но в период перемен во множестве сторон жизни в конце 19 века идея оказалась востребованной, как ранее востребованным было христианство.

Само христианство не осталось в стороне, и многие его течения приспособились к новому пониманию мира, которое было противоположно его изначальному посылу. Не случайно наиболее консервативные христианские конфессии всегда в штыки воспринимали любые новшества и осуждали веру в новый лучший мир. Такие убеждения вступают в противоречие с представлением, что мир приближается к концу, становится все хуже, и мы по всем признакам живем в последние времена.

В современном мире можно заметить и противоположную тенденцию, вызванную явно слишком большой скоростью перемен. Слишком новое и слишком непривычное воспринимается как угроза и вызывает подозрение, что мир идет куда-то не туда, что нечто существенное утрачено и забыто. Этот страх приводит к поиску безмятежности и гармонии в прошлом.

Легко заметить, что такого рода страхи вращаются вокруг объектов, которые подозреваются в способности нанести вред здоровью или лишить жизни. Главные изгои утомительны: опасные лекарства, вакцины, ГМО, синтетические пищевые добавки и т. п. Но отказ от высокотехнологичного мира редок. Дауншифтинг, как раньше и сейчас монашество, остается уделом единиц. И в целом критикующие современный образ жизни люди чувствуют себя наиболее комфортно в почти полностью искусственном мире современного города. Очевидно, их дети легко освоят то, чего они боятся.

Источник: http://tvm2008.livejournal.com/3962.html
Рейс №631 | Категория: обо всём понемногу | (13.02.2013) | Автор: tvm2008
Просмотров: 1180 | Рейтинг: 0.0/0 | наверх



Метки:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Некоторые статьи из «Чтива» на горизонте в случайном порядке.

обо всём понемногу
естественнонаучное
другая сторона холма
естественнонаучное

Основные разделы.

Главная  Осколки Неба  Музыка кино  Редкости  СуперХоккей  Николай Парфенюк  Андрей Мисин
Дореволюционная Россия в цвете  Треки из нашей кинофантастики  Чтиво  Советское кино
Советская мультипликация  Интернет  Поиск & метки  Гостевая  Обратная связь
  Один трек из коллекции

 1930 год. Чикаго. Танцевальный марафон. Последние четыре пары. (Подробнее см. комментарии).
1930 год. Чикаго. Танцевальный марафон. Последние четыре пары. (Подробнее см. комментарии).

  Рабочие Одессы возводят баррикаду на ул. Дальницкой. Одесса 1941-2012. Проект Сергея Ларенкова «Связь времён».
Рабочие Одессы возводят баррикаду на ул. Дальницкой. Одесса 1941-2012. Проект Сергея Ларенкова «Связь времён».

  Константин Фёдорович Ольшанский. Старший лейтенант.
Константин Фёдорович Ольшанский. Старший лейтенант.

  Сталинградские официантки. Рисунок неизвестного автора. (Фронтовые рисунки участников Сталинградской битвы).
Сталинградские официантки. Рисунок неизвестного автора. (Фронтовые рисунки участников Сталинградской битвы).

  Куклы и игрушки мастера Катерины Козуненко.
Куклы и игрушки мастера Катерины Козуненко.

  Лисица с курильского озера. Глядя на довольную лису, можно без труда догадаться, что она только что вкусно и плотно позавтракала. Остатки добычи хитрая лисица закопала в снег – это запас еды на будущее. Правда, проблем с пропитанием в ближайшее время у нее и так не возникнет – лосось, которым она кормится, нерестится на Курильском озере до весны. Курильское озеро. Камчатский Край. Кроноцкий заповедник. Автор: Сергей Горшков.
Лисица с курильского озера. Глядя на довольную лису, можно без труда догадаться, что она только что вкусно и плотно позавтракала. Остатки добычи хитрая лисица закопала в снег – это запас еды на будущее. Правда, проблем с пропитанием в ближайшее время у нее и так не возникнет – лосось, которым она кормится, нерестится на Курильском озере до весны. Курильское озеро. Камчатский Край. Кроноцкий заповедник. Автор: Сергей Горшков.

  Пророчество Мао Цзэдуна.
Пророчество Мао Цзэдуна.

  The Heaven Makers. © Bruce Pennington
The Heaven Makers. © Bruce Pennington

  Гроссмейстеры..
Гроссмейстеры..

 


лента изображений

Солярис | Музыка: Эдуард Артемьев.

Послушать В.С.Высоцкого

рейс №631

Русский Мiр [69]
русско-советская цивилизация, Люди
другая сторона холма [39]
там, где нас нет
текущие события [46]
тексты на злобу дня
публицистика [56]
история, политика, экономика, ...
кинематографическое [15]
всяческое о кино
литературное [28]
стихи, рассказы, истории
важное, полезное [7]
ценное, может пригодиться
естественнонаучное [59]
изучаем Вселенную
Юрий Болдырев [94]
статьи, интервью, выступления
обо всём понемногу [55]

* * *



изображения

Женские портреты Владимира Волегова.
Женские портреты Владимира Волегова.

* * *

музыка [51]
рок, джаз, электронная и др.
изображения [7]
С.М.Прокудин-Горский и другие темы
стихи и песни [42]
рифмуем действительность
легендарные матчи [24]
в основном хоккейные (видео)
кинотеатр на горизонте [23]
смотрели - рекомендуем
музыка зарубежного кино [3]
из нового и не очень
отроки во вселенной [54]
дальнее и ближнее внеземелье
музыка нашего кино [134]
архив 'горизонта'
коллекция Grey-а [124]
треки из нашей кинофантастики
всякая всячина [8]
обо всём, что представляет интерес

в случайном порядке


Wayne Horvitz

... думаю, что после прослушивания композиций этого музыканта никто не останется равнодушным к органу Hammond B-3, спроектированному и построенному Лоренсом Хаммондом ещё в тридцатые годы. Вы полюбите эти клавиши навсегда. :)

Wayne Horvitz and Zony Mash предоставляют возможность сполна насладиться звучанием легендарного инструмента в завораживающем и экстравагантном материале, вбирающем в себя изобретательную смесь джаза, фанка, блюза и других жанров и направлений. Оторваться невозможно ...
>> послушать несколько треков.

посмотреть

Советское кино
Советская мультипликация
..

навигация


авторизоваться

статистика

   Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

наверх