Среди лжецов я лицемером стал, Как я от человечества устал! Аль-Маарри — арабский поэт, философ и филолог (973 - 1057).
Как говорят, нет пророка, а теперь еще нет и поэта в своем отечестве...
Сирийские фанатики-джихадисты-повстанцы уподобились своим афганским собратьям и обезглавили не одну, а уже несколько статуй великого арабского поэта 10 века, Абу аль-Алаа аль-Маарри.
Вряд ли они были знакомы с творчеством этого интереснейшего поэта, который явно опередил свое время, иначе от статуй не осталось бы и следа. Взгляните на это стихотворение - Аль-Маарри жестоко высмеивает всех, и персов, и евреев, и христиан, не милуя и своих собственных единоверцев.
Твердят христиане: «Всесилен Христос». Ну, как не дивиться той силе! Какой бы всесильный безропотно снёс, Когда б его смертные били! Нам хвалят евреи свое божество, О добром твердят Иегове. Он добрый? Как странно! Тогда отчего Он требует жертвенной крови?! Обряды персидские дико смешны Царю удивляюсь Хосрову: Ведь, чтобы «очиститься», персы должны Умыться ... мочою коровы. Разумностью, логикой веры своей И ты не хвались, мусульманин! В дороге пройдя мимо сотен камней, Лишь в Мекке целуешь ты камень. Религия хитрым сплетением слов Силки для людей расставляет, Различны силки - неизменен улов: Глупец в них всегда попадает.
Это самый настоящий гимн атеизму и антирелигиозный бунт, и, возможно, именно поэтому режим Асада сделал Маарри одним из символов современной Сирии. Но теперь наряду со статуями тиранов, которым и в самом деле нет места на площадях Дамаска и Алеппо, экстремисты крушат и статуи великого поэта, который, правда, относился к людскому роду с большой долей скептицизма.
Биография.
Родился в семье филолога в сирийском городе Мааррет-эн-Нууман. Уже на четвёртом году жизни потерял зрение из-за оспы, что, однако, не помешало ему приобрети огромный запас филологических знаний и написать более 30 сочинений различного содержания: стихотворения, трактаты по метрике, грамматике, лексикографии и пр.
Образование получил в местных культурных центрах Сирии; начал свою деятельность в качестве учёного филолога и автора хвалебных од, подражая стилю ал-Мутанабби, которого считал своим учителем. Эти оды составляют значительную часть первого сборника Маарри названного «Сакт-аз-Занд» («Искры огнива», «Sakt al-Zand», издан в Булаке 1286 хиджры; Каире 1304 хиджры; Бейрут, 1884). Это был «обязательный» для начинающего в то время поэта «высокий» жанр; но карьера придворного поэта не отвечала личности Абу-ль Аля, впоследствии утверждавшего, что «никогда не хвалил людей с корыстной целью».
С 1010 Аль-Маарри повёл замкнутую жизнь, «затворившись в трёх тюрьмах: тела, слепоты и одиночества». Окружённый толпами учеников, всеобщим уважением, он жил очень скромно, на доходы от уроков. Излишки передавал нуждающимся.
Подвергался нападкам за вольнодумство, но жизнь в захолустной Мааре и необычайная слава охраняли его от серьёзных гонений.
Источник: https://www.facebook.com/KsenchikS |