горизонт событий. музыка, редкости, раритеты.
Понедельник, 16.06.2025, 20:52. Приветствуем Вас, Гость!

главная о площадке ♫ осколки неба музыка кино music sci fi чтиво интернет поиск гостевая почта

ценное из блогов и других источников

главная » статьи » обо всём понемногу

Композиторы тоже люди        
 

Композиторы тоже люди


Прекрасная история про драку с участием молодого Иоганна Себастьяна Баха обнаружена мной в "Занимательной бахиане" Милки и Шабалиной. Просто чудесная - надо сказать, что Бах после этого мне, человеку примитивному, стал как-то ближе. Вот, стало быть, документы из городских архивов Арнштадта, где величайший служил тогда органистом, по порядку. Сначала - акт от 5 августа 1705 г.:

«... Является [в консисторию] Иоганн Себастьян Бах, здешней Новой церкви органист, и заявляет, что вчера вечером, когда он, идя из замка домой, проходил в весьма поздний час по площади [у ратуши], [он заметил] шестерых учеников, сидящих на Длинном камне, и как только он поравнялся с ратушей, один из учеников, Гайерсбах, напустился на него с палкой вот таким вот образом [и пристал с вопросом]: дескать, за что тот его обозвал?

Тот отвечает, что вовсе его не обзывал, ибо шел смирно и молча, и пусть, мол, кто-нибудь докажет, что это не так; а Гайерсбах говорит, его-то он не обзывал, но зато, бывало, ругал его фагот, а кто обругал его вещи, тот, стало быть, обругал, мол, и его [самого'], и принялся всячески его поносить и пр. и пр., а там и колотить начал, чего тот никак не ожидал и потому хотел уж было прибегнуть к оружию, но Гайерсбах схватился с ним врукопашную, и стали они драться, а другие ученики, те, что до этого сидели вместе с Гайерсбахом, а именно Шюттвюрфель, Хоффман и другие (остальных они [сами, если понадобится] назовут), подбежали и, в конце концов, их разняли, так что он смог отправиться домой; а Гайерсбаху он хотел бы сказать в лицо — и завтра он это непременно сделает, — что драться с оным ему не пристало, да и не видит он в том никакой для себя чести.

И коль скоро ему не подобает терпеть такие [выходки], он всеподданнейше просит подвергнуть означенного Гайерсбаха наказанию, какового тот заслуживает, дабы удовлетворить его [оскорбленное самолюбие], а также вразумить оного и [всех] остальных, чтоб впредь он мог ходить спокойно и никому чтоб не повадно было его оскорблять или же бить. ..»

Гайерсбах был хористом и подчинённым Баха, моложе композитора на три года. Неудивительно, что ему обидно было выслушивать замечания и, возможно, даже ругань из уст такого же юнца, как и он сам.

14 августа всех участников драки для полного выяснения обстоятельств вызвали в консисторию и устроили допрос. Тут вырисовалась совершенно другая картина произошедшего:

«Ученику Гайерсбаху зачитывается жалоба органиста Баха.

Он: Отрицает, что приставал к подавшему на него жалобу Баху, а [дело, мол, было так: ] его позвал сапожник Ян на крестины своего ребенка, и вечером, когда они болтали с крёстными, по улице проходил Бах с курительной трубкой во рту. Гайерсбах оного спросил, признаётся ли он в том, что называл его фаготистом-пискуном, а так как тот не мог сего отрицать, он, Бах, тут же обнажил оружие, так что Гайерсбаху пришлось защищаться, а то он бы не уцелел.

Отрицает, что оскорблял Баха, но, дескать, вполне возможно, что, когда вооруженный Бах на него набросился, он, может быть, и [в самом деле] оного ударил.

Бах: Факт остается фактом, что тот первый оскорбил его и ударил, из-за чего он и был вынужден взяться за оружие, ведь больше ему нечем было защищаться.

Гайерсбах: Не припомнит, чтоб оскорблял Баха. ..»

Вряд ли Иоганн Себастьян Бах начал бы задирать Гайерсбаха, находящегося в компании шестерых дружков – не сумасшедший же он, в самом деле! В своих показаниях Гайерсбах специально подчёркивает тот факт, что Бах прогуливался с курительной трубкой в зубах. В то время курить трубку на улице было признаком крайнего неуважения к окружающим. Чем же закончилась эта история?

Так как другие участники этой истории уверяли, что вообще не поняли, как началась драка, было решено вызвать для дачи показаний девушку, с которой прогуливался в тот вечер Бах – его кузину Барбару Катарину.

Она рассказала, что

«.. несколько дней тому назад, когда она шла вечером со своим кузеном [Бахом] от господина секретаря кухни через площадь, несколько учеников, те, что перед этим были на крестинах, сидели на Длинном камне, и как только Гайерсбах их заметил, он сейчас же встал и подошел к Баху, говоря: за что, мол, тот ругает его фагот, а кто ругает его вещи, тот и его ругает, а стало быть, он сукин… и пр.; тут Гайерсбах ударил Баха в лицо, Бах же обнажил оружие, но ничего оным не причинил, потом они на некоторое время сцепились друг с другом, и Гайерсбах швырнул [в Баха] палку, тут подошли другие ученики, а свидетельница [дающая эти показания] взяла Баха за руку и стала его убеждать, чтоб он ушел с нею отсюда и чтоб они разошлись по-хорошему, а никакой трубки с табаком у Баха во рту не было, насколько ей известно. ..»

Эти показания решили дело, и было выяснено, кто же на самом деле затеял драку. Однако никакого сурового наказания зачинщикам не воспоследовало, лишь было сделано внушение. Интересно, что у Баха была при себе шпага, которой городскому церковному органисту не полагалось. Видимо, он был одет в костюм придворного музыканта, сохранившийся у него от времён пребывания в Веймаре – в его состав шпага входила.

Для полноты картины добавлю, что через некоторое время музыканту были предъявлены новые обвинения. В конце 1705 года, отпросившись на месяц в Любек, слушать игру Дитриха Букстехуде на органе, Бах самовольно остаётся в городе почти на 4 месяца. Это и само по себе уже скандал, а если учесть, что органист уехал в рождественское время… Естественно, в феврале происходит новое разбирательство в консистории.

И самое, я считаю прекрасное и человеческое: в ноябре того же года Баху ставится на вид, что в минувшее воскресенье он во время проповеди ходил в винный погреб.

Тут уже никакие комментарии не нужны.







Прекрасная история про драку с участием молодого Иоганна Себастьяна Баха обнаружена мной в "Занимательной бахиане" Милки и Шабалиной. Просто чудесная - надо сказать, что Бах после этого мне, человеку примитивному, стал как-то ближе. Вот, стало быть, документы из городских архивов Арнштадта, где величайший служил тогда органистом, по порядку. Сначала - акт от 5 августа 1705 г.:

«... Является [в консисторию] Иоганн Себастьян Бах, здешней Новой церкви органист, и заявляет, что вчера вечером, когда он, идя из замка домой, проходил в весьма поздний час по площади [у ратуши], [он заметил] шестерых учеников, сидящих на Длинном камне, и как только он поравнялся с ратушей, один из учеников, Гайерсбах, напустился на него с палкой вот таким вот образом [и пристал с вопросом]: дескать, за что тот его обозвал?

Тот отвечает, что вовсе его не обзывал, ибо шел смирно и молча, и пусть, мол, кто-нибудь докажет, что это не так; а Гайерсбах говорит, его-то он не обзывал, но зато, бывало, ругал его фагот, а кто обругал его вещи, тот, стало быть, обругал, мол, и его [самого'], и принялся всячески его поносить и пр. и пр., а там и колотить начал, чего тот никак не ожидал и потому хотел уж было прибегнуть к оружию, но Гайерсбах схватился с ним врукопашную, и стали они драться, а другие ученики, те, что до этого сидели вместе с Гайерсбахом, а именно Шюттвюрфель, Хоффман и другие (остальных они [сами, если понадобится] назовут), подбежали и, в конце концов, их разняли, так что он смог отправиться домой; а Гайерсбаху он хотел бы сказать в лицо — и завтра он это непременно сделает, — что драться с оным ему не пристало, да и не видит он в том никакой для себя чести.

И коль скоро ему не подобает терпеть такие [выходки], он всеподданнейше просит подвергнуть означенного Гайерсбаха наказанию, какового тот заслуживает, дабы удовлетворить его [оскорбленное самолюбие], а также вразумить оного и [всех] остальных, чтоб впредь он мог ходить спокойно и никому чтоб не повадно было его оскорблять или же бить. ..»

Гайерсбах был хористом и подчинённым Баха, моложе композитора на три года. Неудивительно, что ему обидно было выслушивать замечания и, возможно, даже ругань из уст такого же юнца, как и он сам.

14 августа всех участников драки для полного выяснения обстоятельств вызвали в консисторию и устроили допрос. Тут вырисовалась совершенно другая картина произошедшего:

«Ученику Гайерсбаху зачитывается жалоба органиста Баха.

Он: Отрицает, что приставал к подавшему на него жалобу Баху, а [дело, мол, было так: ] его позвал сапожник Ян на крестины своего ребенка, и вечером, когда они болтали с крёстными, по улице проходил Бах с курительной трубкой во рту. Гайерсбах оного спросил, признаётся ли он в том, что называл его фаготистом-пискуном, а так как тот не мог сего отрицать, он, Бах, тут же обнажил оружие, так что Гайерсбаху пришлось защищаться, а то он бы не уцелел.

Отрицает, что оскорблял Баха, но, дескать, вполне возможно, что, когда вооруженный Бах на него набросился, он, может быть, и [в самом деле] оного ударил.

Бах: Факт остается фактом, что тот первый оскорбил его и ударил, из-за чего он и был вынужден взяться за оружие, ведь больше ему нечем было защищаться.

Гайерсбах: Не припомнит, чтоб оскорблял Баха. ..»

Вряд ли Иоганн Себастьян Бах начал бы задирать Гайерсбаха, находящегося в компании шестерых дружков – не сумасшедший же он, в самом деле! В своих показаниях Гайерсбах специально подчёркивает тот факт, что Бах прогуливался с курительной трубкой в зубах. В то время курить трубку на улице было признаком крайнего неуважения к окружающим. Чем же закончилась эта история?

Так как другие участники этой истории уверяли, что вообще не поняли, как началась драка, было решено вызвать для дачи показаний девушку, с которой прогуливался в тот вечер Бах – его кузину Барбару Катарину.

Она рассказала, что

«.. несколько дней тому назад, когда она шла вечером со своим кузеном [Бахом] от господина секретаря кухни через площадь, несколько учеников, те, что перед этим были на крестинах, сидели на Длинном камне, и как только Гайерсбах их заметил, он сейчас же встал и подошел к Баху, говоря: за что, мол, тот ругает его фагот, а кто ругает его вещи, тот и его ругает, а стало быть, он сукин… и пр.; тут Гайерсбах ударил Баха в лицо, Бах же обнажил оружие, но ничего оным не причинил, потом они на некоторое время сцепились друг с другом, и Гайерсбах швырнул [в Баха] палку, тут подошли другие ученики, а свидетельница [дающая эти показания] взяла Баха за руку и стала его убеждать, чтоб он ушел с нею отсюда и чтоб они разошлись по-хорошему, а никакой трубки с табаком у Баха во рту не было, насколько ей известно. ..»

Эти показания решили дело, и было выяснено, кто же на самом деле затеял драку. Однако никакого сурового наказания зачинщикам не воспоследовало, лишь было сделано внушение. Интересно, что у Баха была при себе шпага, которой городскому церковному органисту не полагалось. Видимо, он был одет в костюм придворного музыканта, сохранившийся у него от времён пребывания в Веймаре – в его состав шпага входила.

Для полноты картины добавлю, что через некоторое время музыканту были предъявлены новые обвинения. В конце 1705 года, отпросившись на месяц в Любек, слушать игру Дитриха Букстехуде на органе, Бах самовольно остаётся в городе почти на 4 месяца. Это и само по себе уже скандал, а если учесть, что органист уехал в рождественское время… Естественно, в феврале происходит новое разбирательство в консистории.

И самое, я считаю прекрасное и человеческое: в ноябре того же года Баху ставится на вид, что в минувшее воскресенье он во время проповеди ходил в винный погреб.

Тут уже никакие комментарии не нужны.

Источник: http://aunt-millicent.livejournal.com/89431.html
Рейс №631 | Категория: обо всём понемногу | (13.03.2013)
Просмотров: 1324 | Рейтинг: 0.0/0 | наверх



Метки:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Некоторые статьи из «Чтива» на горизонте в случайном порядке.

Русский Мiр
публицистика
обо всём понемногу
естественнонаучное

Основные разделы.

Главная  Осколки Неба  Музыка кино  Редкости  СуперХоккей  Николай Парфенюк  Андрей Мисин
Дореволюционная Россия в цвете  Треки из нашей кинофантастики  Чтиво  Советское кино
Советская мультипликация  Интернет  Поиск & метки  Гостевая  Обратная связь
  Один трек из коллекции

 Жгучий наконечник на листе крапивы. Микрофотография сделана с использованием техники проходящего света. 100-кратное увеличение. (Charles Krebs/Nikon Small World).
Жгучий наконечник на листе крапивы. Микрофотография сделана с использованием техники проходящего света. 100-кратное увеличение. (Charles Krebs/Nikon Small World).

  Сюхэй Нисида и Суэо Оэ. Показав на Олимпиаде-1936 одинаковый результат в прыжках с шестом, два японца Сюхэй Нисида и Суэо Оэ не согласились с решением Олимпийского комитета и, распилив серебряную и бронзовую медали, сделали себе по бронзово-серебряной медали.
Сюхэй Нисида и Суэо Оэ. Показав на Олимпиаде-1936 одинаковый результат в прыжках с шестом, два японца Сюхэй Нисида и Суэо Оэ не согласились с решением Олимпийского комитета и, распилив серебряную и бронзовую медали, сделали себе по бронзово-серебряной медали.

  Артефакты Марса (1). Железяки на Марсе. :)
Артефакты Марса (1). Железяки на Марсе. :)

  Женские портреты Владимира Волегова.
Женские портреты Владимира Волегова.

  Водружение советского флага на здании Нового базара. Одесса 1944-2012. Проект Сергея Ларенкова «Связь времён».
Водружение советского флага на здании Нового базара. Одесса 1944-2012. Проект Сергея Ларенкова «Связь времён».

  «СССР торжествует. Спутник-2 в полёте. Вернер фон Браун, главный космический эксперт и модель лунной ракеты». 18 ноября 1957 г. Дайте мне разрешение и я запущу спутник через 90 дней! Так якобы сказал фон Браун, узнав о запуске советского спутника. Но нет, очень не хотелось отдавать всю космическую программу в руки человека с нацистким прошлым. Пока фон Браун фотографируется на фоне неуклюжей модели ракеты, американские военные спешно готовят к запуску
«СССР торжествует. Спутник-2 в полёте. Вернер фон Браун, главный космический эксперт и модель лунной ракеты». 18 ноября 1957 г. Дайте мне разрешение и я запущу спутник через 90 дней! Так якобы сказал фон Браун, узнав о запуске советского спутника. Но нет, очень не хотелось отдавать всю космическую программу в руки человека с нацистким прошлым. Пока фон Браун фотографируется на фоне неуклюжей модели ракеты, американские военные спешно готовят к запуску "Авангард". И их чёрный день у них пока впереди..

  Куклы и игрушки мастера Катерины Козуненко.
Куклы и игрушки мастера Катерины Козуненко.

  Открытка к празднику. Автор: Людмила Романова.
Открытка к празднику. Автор: Людмила Романова.

  Репетиция сцены с арбузом. «Через тернии к звёздам». Из фотоархива Елены Метёлкиной.
Репетиция сцены с арбузом. «Через тернии к звёздам». Из фотоархива Елены Метёлкиной.

 


лента изображений

Верные друзья | Музыка: Тихон Хренников, слова: Михаил Матусовский.

Послушать В.С.Высоцкого

рейс №631

Русский Мiр [69]
русско-советская цивилизация, Люди
другая сторона холма [39]
там, где нас нет
текущие события [46]
тексты на злобу дня
публицистика [56]
история, политика, экономика, ...
кинематографическое [15]
всяческое о кино
литературное [28]
стихи, рассказы, истории
важное, полезное [7]
ценное, может пригодиться
естественнонаучное [59]
изучаем Вселенную
Юрий Болдырев [94]
статьи, интервью, выступления
обо всём понемногу [55]

* * *



изображения

Первый в мире гусеничный трактор был построен в России в 1888 г. уроженцем села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии Фёдором Абрамовичем Блиновым. Ранее, 20 сентября 1879 года он уже получил патент («привилегию») на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам».
Первый в мире гусеничный трактор был построен в России в 1888 г. уроженцем села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии Фёдором Абрамовичем Блиновым. Ранее, 20 сентября 1879 года он уже получил патент («привилегию») на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам».

* * *

музыка [51]
рок, джаз, электронная и др.
изображения [7]
С.М.Прокудин-Горский и другие темы
стихи и песни [42]
рифмуем действительность
легендарные матчи [24]
в основном хоккейные (видео)
кинотеатр на горизонте [23]
смотрели - рекомендуем
музыка зарубежного кино [3]
из нового и не очень
отроки во вселенной [54]
дальнее и ближнее внеземелье
музыка нашего кино [134]
архив 'горизонта'
коллекция Grey-а [124]
треки из нашей кинофантастики
всякая всячина [8]
обо всём, что представляет интерес

в случайном порядке


Кристиан Ланглад

"... Интересно, что эта великолепная вещь была сочинена им в Польше, куда он поехал на фестиваль в Сопоте.

Какой Сопот, Кристиан? Ты же сам больше, чем 3 Сопота... :)

Причем в момент сочинения Кристиан был сильно молод. Ну короче, если бы Бах ее услышал, то аплодировал бы. Бэз вариантов. Написана эта вещь, если память не изменяет, то ли в 1968, то ли в 1969 г." ... (Reressw) >> послушать

посмотреть

Советское кино
Советская мультипликация
..

навигация


авторизоваться

статистика

   Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

наверх