горизонт событий. музыка, редкости, раритеты.
Пятница, 31.01.2025, 00:02. Приветствуем Вас, Гость!

главная о площадке ♫ осколки неба музыка кино music sci fi чтиво интернет поиск гостевая почта

ценное из блогов и других источников

главная » статьи » обо всём понемногу

О помощи, спасении и морали.        
 

О помощи, спасении и морали.


Вместо эпиграфа, или лирическое отступление.

Некоторое время назад я случайно включил телевизор и наткнулся на передачу с участием Романа Виктюка (далее РВ). Речь шла о том, что он судится с некоей "бессовестной" предприимчивой дамочкой, которая отобрала у него права на прокат пьесы "Служанки" и зарабатывает на этом деньги.

Он долго сокрушался какие нынче люди бессовестные, как она фактически обокрала не только его лично но и весь коллектив театра и так далее и тому подобное. После более конкретных вопросов журналиста о механизме сего "безобразия", выяснилось, что дамочка пришла лично к РВ, втёрла ему мозги и попросила подписать договор. Он и подписал. "Вы знали, что было написано в договоре?"- спросили журналисты Виктюка. "Я НИКОГДА НЕ ЧИТАЮ ДОГОВОРОВ, КОТОРЫЕ ПОДПИСЫВАЮ" - гордо заявил он.

Для меня совершенно очевидно, что дамочка поступила абсолютно честно и на месте суда я бы оставил все права за ней. То что РВ не прочитал договор - это ЕГО проблема. Это ОН обокрал и себя, и коллектив. И гордится вышеприведенной фразой - идиотизм.

Но самое интересное было потом. Когда я рассказывал эту историю разным людям, некоторые начинали ОПРАВДЫВАТЬ РВ и вслед за ним клеймить дамочку. И тут я понял, что дело не в идиотизме. Это широко распространенный стиль мышления, абсолютно инфантильно-паразитический. Себе любимому можно всё, а все, кто "обижают" - бессовестные. Особенно любят при этом ссылаться на христианские заповеди и прочие высокие материи.

На этом пора вернуться к водному туризму. Пока без выводов...

Возможные варианты морали при спасработах.


Предварительные замечания:
  1. В отличие от "основной" части моего сайта этот материал даже я считаю спорным и дискуссионным. Не нужно его воспринимать как буквальный призыв к действию. Скорее это - информация к размышлению.
  2. Всё нижеописанное относится к "байдарочной Карелии". У покорителей Карагемских прорывов, альпинистов и спелеологов другие реалии, и соответственно, немного другая "оптимальная мораль".

Итак, приступим. Что заставляет нас лезть в воду за чужими вёслами, вытаскивать тонущих и т.п.? Очевидно, наши моральные принципы. Это СЧИТАЕТСЯ хорошим и престижным как в собственных глазах, так и в глазах общества.

Ни для кого не секрет, что у разных обществ в разные времена мораль абсолютно различается (уже на зубах навяз пример с предложением своей жены дорогому гостю).

Очевидно так же, что с течением времени мораль сдвигается в сторону большей конструктивности и обеспечения выживаемости ВСЕГО общества в конкретных условиях (назову это для простоты "оптимальностью"). То же происходит и с "цеховой" моралью - в узких группах лиц. Мы сами её создаём.

И бесполезно спорить о том, какая мораль лучше (правильней) - ведь она сама в себе содержит определения хорошего/плохого. (Математики меня лучше поймут - они знают теорему Гёделя :-)). В этой главе я просто рассмотрю все возможные варианты, а в следующей попробую порассуждать, который из них "оптимальнее" для каких случаев и почему.

Вводная: Вы сидите на берегу в сухой одежде возле тёплой палатки и попиваете чаёк. Мимо по шивере в сторону следующего порога проплывает чужое весло/чужое перевёрнутое судно/человек на спасжилете/человек без спасжилета и так далее... Ваши соображения/действия ?

Условное название морали Рассуждения или девизы. Действия.
"Военно-идиотическая" (или абсолютно-альтруистская). "Спасти любой ценой!" Не раздумывая, прямо в чём есть, садитесь в подвернувшуюся лодку и вперёд.
"Спортивная" (или разумно-альтруистская) "Вероятные потери спасающих не должны превышать вероятных потерь от НЕспасания." Другими словами, если в этой шивере вы сами можете кильнуться и потерять снаряжение (но не жизнь) - вы не поплывёте за веслом или лодкой, но поплывете за человеком при риске для его жизни. Если есть угроза своей жизни/здоровью - не поплывёте вообще. Ворча, надеваете каску и спасжилет, садитесь в лодку... Если нужно - ищете друга и вместе стаскиваете на воду катамаран. Если арифметика не в пользу спасработ - ничего не делаете.
"Эгоистическая" Если есть настроение или это не очень затруднительно - "спортивный" вариант. Если затруднительно (далеко идти, вода холодная и прочее) - пусть сами решают свои проблемы - вы не служба спасения. При нежелании или неудобности спасработ - продолжаете пить чай. Если хочется развлечься или размяться - спокойно действуете по предыдущему ("спортивному") варианту.
"Закон джунглей" Даже если не очень сложно (спасжилет рядом, вода тёплая и делать всё равно нечего), вы ИЗ ПРИНЦИПА ничего не сделаете - пусть люди сами извлекают уроки из своих ошибок. В том числе и горькие уроки... Продолжаете пить чай с ухмылкой - "ещё один козёл навернулся".

Кое-что утрировано, но смысл, я надеюсь, понятен и легко можно продолжить эти системы на другие ситуации...

О конструктивности и "оптимальности". Роль группы.

Прочитавшие последние строки предыдущей таблицы и ужаснувшиеся - остыньте! Повторюсь - не надо слов о добре и зле, о цинизме, человечности и пр. Это - из ВАШЕЙ системы координат. А мы рассматриваем ДРУГИЕ системы, в которых, возможно, ваша система столь же цинична... Итак, холодно и взвешенно оценим оптимальность каждой системы.

"Военно-идиотическая" не оправдана, пожалуй, ни в какой ситуации, и не только в туризме, но и при стихийных бедствиях, авариях, и прочих катаклизмах. Здоровье спасателя ничем не менее ценно чем здоровье спасаемого. Имущество тоже. Тем не менее проявления таких моральных убеждений налицо - таблички "погиб, спасая товарища" - далеко не единичны.

И часто - это именно тот случай ("спасатель" без спасжилета, "любой ценой" и т.п.). И, проходя мимо таких табличек, давайте попробуем научиться подавлять в себе "возвышенное восхищение героизмом", спустимся с небес, и признаем, что это - памятники человеческой глупости.

И эти люди - не герои, а преступники и убийцы - они лишили многих людей (своих матерей, отцов, жён, детей) самого дорогого, а себя - жизни.

"Спортивная" мораль, видимо, наиболее подходит для ВНУТРИГРУППОВЫХ отношений. Ясно, что одиночка очень уязвим с точки зрения безопасности. Группа - это кооперация для взаимостраховки, взаимоспасения и взаимообслуживания в походе.

Правильно организованная группа (по количеству и силе участников и составу судов) должна быть ПОЛНОСТЬЮ АВТОНОМНОЙ с точки зрения безопасности и выживания в критических ситуациях. Таким образом, входя в группу, человек неявным образом заключает "договор о взаимопомощи". В "традиционном" туризме, где "все свои", это более или менее очевидно, но с ростом групп типа "сборная солянка" и "коммерческого" туризма может что-то измениться.

На мой взгляд, разумно этот "договор" каждый раз делать явным. Не нужно писать его на бумаге, достаточно обговорить устно. До похода, тогда же когда и планы, сроки, цели и сметы. В противном случае "свежепринятый" в группу неизвестный экипаж сможет легко сказать: "Мы устали и замёрзли и страховать ваши дурацкие прохождения не будем. Мы так не договаривались. Мы лучше спать пойдём." И будет формально прав.

Что будет с моральным климатом в группе после этого и какие начнутся разборки с "бунтовщиками" нетрудно себе представить. А всё из-за того что элементарную договорённость (договор) заменили на произвольно понимаемую "порядочность", "моральность" и т.п. Но это я уже отвлёкся от темы (хотя, наверное стало понятно, причём тут эпиграф).

Итак, если группа грамотно подобрана и в ней царит "спортивная" мораль - то есть считается естественным помочь друг другу - эта группа автономна, и, скорее всего, благополучно преодолеет все трудности и неожиданности. Эти же принципы хорошо работают при катастрофах, природных катаклизмах и пр.

Здесь, конечно, не до договорённостей - просто сильные помогают слабым, в результате общая выживаемость повышается. Так почему бы не объявить эту мораль "победителем" в туризме вообще (то есть и в отношениях МЕЖДУ группами)? Об этом чуть ниже...

"Эгоистическая" мораль. На самом деле очень широко распространена в реальной (не походной) жизни. Большинство из нас научилось спокойно реагировать не только на нищих (успокаивая себя тем, что это бизнес, они все равно отдают всё "крыше" и пр...), но и на беженцев, жертв локальных катастроф (не в своём доме), объявления типа "нужны деньги на операцию, смертельно болен ребёнок" и пр.

Здесь мы обычно успокаиваем себя тем, что это - дело государства, службы спасения, короче, не наши проблемы... Некоторые ("продвинутые", вроде меня :-)), даже и не успокаивают - они УЖЕ спокойны, отсекая чужие проблемы на уровне подсознания. И это, на мой взгляд, конструктивно для нынешнего огромного "городского" общества.

Если реагировать на все вокруг чужие проблемы, ни одного счастливого человека не останется - все непрерывно будут "озабочены". О том, что эта мораль РЕАЛЬНО РАСПРОСТРАНЕНА, можно судить по простому факту: я НИ РАЗУ не видел (не читал) укоризненных обсуждений типа "вот гражданин X не перечислил ни копейки на операцию такому-то, ай-яй-яй, какой нехороший". Понятно почему: таких X - сотни миллионов.

Перенесёмся в походную жизнь. Чем "пострадавшие" из чужих групп лучше нищих, больных и беженцев? Почему в городской жизни мы можем "спокойно пить чай", не торопясь заработать денег на операцию очередному слепнущему(больному, умирающему), а в лесу кидаем себя в воду и лишаем отдыха? ОТВЕТ: они не лучше, а гораздо ХУЖЕ (в узком смысле, как люди они могут быть сколь угодно хороши).

В отличие от вышеперечисленных больных и сирот, не виноватых, как правило, в своих проблемах, водники приезжают в Карелию РАЗВЛЕКАТЬСЯ. Приезжают ДОБРОВОЛЬНО. В пороги идут САМИ, для собственного удовольствия. Это взрослые и здоровые люди, представляющие на что идут. Именно в этом риске - ИХ РАЗВЛЕЧЕНИЕ. Так зачем отказываться от своего отдыха ради ЧУЖОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ?

"Закон джунглей". В Карелии быстро и надёжно погибнуть можно в очень небольшом числе мест и при специальных обстоятельствах. Обычно ограничивается потерей или поломкой судна, уплывшими вещами и вёслами, ушибами, в худшем случае воспалением лёгких и сотрясением мозга. Позволю себе высказать крамольную мысль: ЕСТЬ НЕКОТОРЫЙ СМЫСЛ позволить всё вышеперечисленное. Именно - ПУСТЬ ПОМУЧАЮТСЯ. Начинать нужно с малого. Переучивать на горных реках будет поздно.

Лёшик на Охте, 1год 8месяцев.

В качестве иллюстрации приведу в пример замечательного ребёнка - Лёшика Олохтонова. В свои год и восемь месяцев он в нашем Охтинском походе не доставлял никаких проблем - гулял сам по себе, никуда не лез, ниоткуда не падал, в костёр руки не совал, к кану не подходил.

А всё потому, что с рождения ему РАЗРЕШАЛИ залезть и упасть, сунуть руку в плиту и пр. Пока он был совсем маленький - он физически не мог залезть смертельно высоко. Несколько раз ушибся, несколько раз обжёгся - но НАУЧИЛСЯ! Другой ребёнок из другого похода (не буду называть кто и из какого) - значительно старше, но норовил свалиться отовсюду и нырнуть с берега в самые "задницы". Его в младенчестве "оберегали".

Так вот, чайники - те же дети, а Карелия - их "младенческий" возраст. Не будем зря их "оберегать"!

Выводы и конструктивные предложения.

  1. Не будьте идиотами. Прежде чем бросаться спасать - оцените ситуацию.

  2. В группе хороша "спортивная" мораль. Тем не менее, не вредно (в несхоженных группах) договориться о взаимостраховке явно ДО похода, не надеясь на мораль.

  3. Вне группы разумна "эгоистическая" мораль. Конструктивно это означает

    • Для "спасаемых": если ваша группа не имеет достаточно сил и опыта для страховки, а пройти порог очень хочется - не надейтесь, что параллельная группа вас спасёт по умолчанию. Подойдите и договоритесь явно.

      Тем самым вы как бы временно сливаетесь в одну группу. Но не ждите безоговорочного согласия - это дело их доброй воли - тратить на вас время и рисковать "замочить попу". Не обижайтесь на отказ и тем более не начинайте по возвращении рассказывать с негодованием о нём по всем углам.

      Попробуйте заинтересовать чем-либо "в обмен" на страховку. Пилкой дров, хорошим коньяком, хорошей рыбой, видеосъёмкой на следующем пороге - всем чем угодно. ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ.

      Наиболее естественный эквивалент - денежный - в нашей стране пока считается кощунством (действительно пока странно звучит - подстраховать за деньги). Хотя буржуйские "сафети-каякеры" просто на это живут и никто вроде их не презирает :-)

      Если договориться не удалось - обнесите. Это - ваши развлечения, и соответственно - ваши проблемы. А идти порог без договорённости в надежде на совесть соседей - мелкий шантаж. Не удивляйтесь, если никто и пальцем не пошевельнёт. И опять же не кричите о "таком свинстве" - это ВАШЕ свинство - идти препятствие не обеспечив должного уровня безопасности.

    • Для "спасателей": если к вам подошли с просьбой о страховке - не торопитесь ответить "да". Оцените желание и возможность ВСЕХ предполагаемых участников РЕАЛЬНО страховать, то есть не просто стоять с морковкой, но и при необходимости лезть в воду и т.д. Не стесняйтесь отказать, не стесняйтесь потребовать взаимовыгоды (см. выше).

      Но если уж договорились - страхуйте по полной, как себя самих, не боясь "намочить попу". Временно вы как бы одна группа.

  4. "Закон джунглей" тоже имеет право на существование и в Карелии часто полезен. Дураков нужно учить!

Так при чём тут эпиграф?

Перечитайте второй и третий вывод. Там часто встречается слово "договор". Вместо абстрактных споров о размытых "хорошо" и "плохо" и размытых понятиях "совесть" и "мораль" в большом количестве случаев помогает простой ДОГОВОР.

Не зря нам язык дан - ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ! И если договорились - просто выполняйте. А мораль тут совсем ни при чём - ею прикрывают задницу при неумении договариваться либо при нежелании договор выполнять, ну совсем как в эпиграфе.








Вместо эпиграфа, или лирическое отступление.

Некоторое время назад я случайно включил телевизор и наткнулся на передачу с участием Романа Виктюка (далее РВ). Речь шла о том, что он судится с некоей "бессовестной" предприимчивой дамочкой, которая отобрала у него права на прокат пьесы "Служанки" и зарабатывает на этом деньги.

Он долго сокрушался какие нынче люди бессовестные, как она фактически обокрала не только его лично но и весь коллектив театра и так далее и тому подобное. После более конкретных вопросов журналиста о механизме сего "безобразия", выяснилось, что дамочка пришла лично к РВ, втёрла ему мозги и попросила подписать договор. Он и подписал. "Вы знали, что было написано в договоре?"- спросили журналисты Виктюка. "Я НИКОГДА НЕ ЧИТАЮ ДОГОВОРОВ, КОТОРЫЕ ПОДПИСЫВАЮ" - гордо заявил он.

Для меня совершенно очевидно, что дамочка поступила абсолютно честно и на месте суда я бы оставил все права за ней. То что РВ не прочитал договор - это ЕГО проблема. Это ОН обокрал и себя, и коллектив. И гордится вышеприведенной фразой - идиотизм.

Но самое интересное было потом. Когда я рассказывал эту историю разным людям, некоторые начинали ОПРАВДЫВАТЬ РВ и вслед за ним клеймить дамочку. И тут я понял, что дело не в идиотизме. Это широко распространенный стиль мышления, абсолютно инфантильно-паразитический. Себе любимому можно всё, а все, кто "обижают" - бессовестные. Особенно любят при этом ссылаться на христианские заповеди и прочие высокие материи.

На этом пора вернуться к водному туризму. Пока без выводов...

Возможные варианты морали при спасработах.


Предварительные замечания:
  1. В отличие от "основной" части моего сайта этот материал даже я считаю спорным и дискуссионным. Не нужно его воспринимать как буквальный призыв к действию. Скорее это - информация к размышлению.
  2. Всё нижеописанное относится к "байдарочной Карелии". У покорителей Карагемских прорывов, альпинистов и спелеологов другие реалии, и соответственно, немного другая "оптимальная мораль".

Итак, приступим. Что заставляет нас лезть в воду за чужими вёслами, вытаскивать тонущих и т.п.? Очевидно, наши моральные принципы. Это СЧИТАЕТСЯ хорошим и престижным как в собственных глазах, так и в глазах общества.

Ни для кого не секрет, что у разных обществ в разные времена мораль абсолютно различается (уже на зубах навяз пример с предложением своей жены дорогому гостю).

Очевидно так же, что с течением времени мораль сдвигается в сторону большей конструктивности и обеспечения выживаемости ВСЕГО общества в конкретных условиях (назову это для простоты "оптимальностью"). То же происходит и с "цеховой" моралью - в узких группах лиц. Мы сами её создаём.

И бесполезно спорить о том, какая мораль лучше (правильней) - ведь она сама в себе содержит определения хорошего/плохого. (Математики меня лучше поймут - они знают теорему Гёделя :-)). В этой главе я просто рассмотрю все возможные варианты, а в следующей попробую порассуждать, который из них "оптимальнее" для каких случаев и почему.

Вводная: Вы сидите на берегу в сухой одежде возле тёплой палатки и попиваете чаёк. Мимо по шивере в сторону следующего порога проплывает чужое весло/чужое перевёрнутое судно/человек на спасжилете/человек без спасжилета и так далее... Ваши соображения/действия ?

Условное название морали Рассуждения или девизы. Действия.
"Военно-идиотическая" (или абсолютно-альтруистская). "Спасти любой ценой!" Не раздумывая, прямо в чём есть, садитесь в подвернувшуюся лодку и вперёд.
"Спортивная" (или разумно-альтруистская) "Вероятные потери спасающих не должны превышать вероятных потерь от НЕспасания." Другими словами, если в этой шивере вы сами можете кильнуться и потерять снаряжение (но не жизнь) - вы не поплывёте за веслом или лодкой, но поплывете за человеком при риске для его жизни. Если есть угроза своей жизни/здоровью - не поплывёте вообще. Ворча, надеваете каску и спасжилет, садитесь в лодку... Если нужно - ищете друга и вместе стаскиваете на воду катамаран. Если арифметика не в пользу спасработ - ничего не делаете.
"Эгоистическая" Если есть настроение или это не очень затруднительно - "спортивный" вариант. Если затруднительно (далеко идти, вода холодная и прочее) - пусть сами решают свои проблемы - вы не служба спасения. При нежелании или неудобности спасработ - продолжаете пить чай. Если хочется развлечься или размяться - спокойно действуете по предыдущему ("спортивному") варианту.
"Закон джунглей" Даже если не очень сложно (спасжилет рядом, вода тёплая и делать всё равно нечего), вы ИЗ ПРИНЦИПА ничего не сделаете - пусть люди сами извлекают уроки из своих ошибок. В том числе и горькие уроки... Продолжаете пить чай с ухмылкой - "ещё один козёл навернулся".

Кое-что утрировано, но смысл, я надеюсь, понятен и легко можно продолжить эти системы на другие ситуации...

О конструктивности и "оптимальности". Роль группы.

Прочитавшие последние строки предыдущей таблицы и ужаснувшиеся - остыньте! Повторюсь - не надо слов о добре и зле, о цинизме, человечности и пр. Это - из ВАШЕЙ системы координат. А мы рассматриваем ДРУГИЕ системы, в которых, возможно, ваша система столь же цинична... Итак, холодно и взвешенно оценим оптимальность каждой системы.

"Военно-идиотическая" не оправдана, пожалуй, ни в какой ситуации, и не только в туризме, но и при стихийных бедствиях, авариях, и прочих катаклизмах. Здоровье спасателя ничем не менее ценно чем здоровье спасаемого. Имущество тоже. Тем не менее проявления таких моральных убеждений налицо - таблички "погиб, спасая товарища" - далеко не единичны.

И часто - это именно тот случай ("спасатель" без спасжилета, "любой ценой" и т.п.). И, проходя мимо таких табличек, давайте попробуем научиться подавлять в себе "возвышенное восхищение героизмом", спустимся с небес, и признаем, что это - памятники человеческой глупости.

И эти люди - не герои, а преступники и убийцы - они лишили многих людей (своих матерей, отцов, жён, детей) самого дорогого, а себя - жизни.

"Спортивная" мораль, видимо, наиболее подходит для ВНУТРИГРУППОВЫХ отношений. Ясно, что одиночка очень уязвим с точки зрения безопасности. Группа - это кооперация для взаимостраховки, взаимоспасения и взаимообслуживания в походе.

Правильно организованная группа (по количеству и силе участников и составу судов) должна быть ПОЛНОСТЬЮ АВТОНОМНОЙ с точки зрения безопасности и выживания в критических ситуациях. Таким образом, входя в группу, человек неявным образом заключает "договор о взаимопомощи". В "традиционном" туризме, где "все свои", это более или менее очевидно, но с ростом групп типа "сборная солянка" и "коммерческого" туризма может что-то измениться.

На мой взгляд, разумно этот "договор" каждый раз делать явным. Не нужно писать его на бумаге, достаточно обговорить устно. До похода, тогда же когда и планы, сроки, цели и сметы. В противном случае "свежепринятый" в группу неизвестный экипаж сможет легко сказать: "Мы устали и замёрзли и страховать ваши дурацкие прохождения не будем. Мы так не договаривались. Мы лучше спать пойдём." И будет формально прав.

Что будет с моральным климатом в группе после этого и какие начнутся разборки с "бунтовщиками" нетрудно себе представить. А всё из-за того что элементарную договорённость (договор) заменили на произвольно понимаемую "порядочность", "моральность" и т.п. Но это я уже отвлёкся от темы (хотя, наверное стало понятно, причём тут эпиграф).

Итак, если группа грамотно подобрана и в ней царит "спортивная" мораль - то есть считается естественным помочь друг другу - эта группа автономна, и, скорее всего, благополучно преодолеет все трудности и неожиданности. Эти же принципы хорошо работают при катастрофах, природных катаклизмах и пр.

Здесь, конечно, не до договорённостей - просто сильные помогают слабым, в результате общая выживаемость повышается. Так почему бы не объявить эту мораль "победителем" в туризме вообще (то есть и в отношениях МЕЖДУ группами)? Об этом чуть ниже...

"Эгоистическая" мораль. На самом деле очень широко распространена в реальной (не походной) жизни. Большинство из нас научилось спокойно реагировать не только на нищих (успокаивая себя тем, что это бизнес, они все равно отдают всё "крыше" и пр...), но и на беженцев, жертв локальных катастроф (не в своём доме), объявления типа "нужны деньги на операцию, смертельно болен ребёнок" и пр.

Здесь мы обычно успокаиваем себя тем, что это - дело государства, службы спасения, короче, не наши проблемы... Некоторые ("продвинутые", вроде меня :-)), даже и не успокаивают - они УЖЕ спокойны, отсекая чужие проблемы на уровне подсознания. И это, на мой взгляд, конструктивно для нынешнего огромного "городского" общества.

Если реагировать на все вокруг чужие проблемы, ни одного счастливого человека не останется - все непрерывно будут "озабочены". О том, что эта мораль РЕАЛЬНО РАСПРОСТРАНЕНА, можно судить по простому факту: я НИ РАЗУ не видел (не читал) укоризненных обсуждений типа "вот гражданин X не перечислил ни копейки на операцию такому-то, ай-яй-яй, какой нехороший". Понятно почему: таких X - сотни миллионов.

Перенесёмся в походную жизнь. Чем "пострадавшие" из чужих групп лучше нищих, больных и беженцев? Почему в городской жизни мы можем "спокойно пить чай", не торопясь заработать денег на операцию очередному слепнущему(больному, умирающему), а в лесу кидаем себя в воду и лишаем отдыха? ОТВЕТ: они не лучше, а гораздо ХУЖЕ (в узком смысле, как люди они могут быть сколь угодно хороши).

В отличие от вышеперечисленных больных и сирот, не виноватых, как правило, в своих проблемах, водники приезжают в Карелию РАЗВЛЕКАТЬСЯ. Приезжают ДОБРОВОЛЬНО. В пороги идут САМИ, для собственного удовольствия. Это взрослые и здоровые люди, представляющие на что идут. Именно в этом риске - ИХ РАЗВЛЕЧЕНИЕ. Так зачем отказываться от своего отдыха ради ЧУЖОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ?

"Закон джунглей". В Карелии быстро и надёжно погибнуть можно в очень небольшом числе мест и при специальных обстоятельствах. Обычно ограничивается потерей или поломкой судна, уплывшими вещами и вёслами, ушибами, в худшем случае воспалением лёгких и сотрясением мозга. Позволю себе высказать крамольную мысль: ЕСТЬ НЕКОТОРЫЙ СМЫСЛ позволить всё вышеперечисленное. Именно - ПУСТЬ ПОМУЧАЮТСЯ. Начинать нужно с малого. Переучивать на горных реках будет поздно.

Лёшик на Охте, 1год 8месяцев.

В качестве иллюстрации приведу в пример замечательного ребёнка - Лёшика Олохтонова. В свои год и восемь месяцев он в нашем Охтинском походе не доставлял никаких проблем - гулял сам по себе, никуда не лез, ниоткуда не падал, в костёр руки не совал, к кану не подходил.

А всё потому, что с рождения ему РАЗРЕШАЛИ залезть и упасть, сунуть руку в плиту и пр. Пока он был совсем маленький - он физически не мог залезть смертельно высоко. Несколько раз ушибся, несколько раз обжёгся - но НАУЧИЛСЯ! Другой ребёнок из другого похода (не буду называть кто и из какого) - значительно старше, но норовил свалиться отовсюду и нырнуть с берега в самые "задницы". Его в младенчестве "оберегали".

Так вот, чайники - те же дети, а Карелия - их "младенческий" возраст. Не будем зря их "оберегать"!

Выводы и конструктивные предложения.

  1. Не будьте идиотами. Прежде чем бросаться спасать - оцените ситуацию.

  2. В группе хороша "спортивная" мораль. Тем не менее, не вредно (в несхоженных группах) договориться о взаимостраховке явно ДО похода, не надеясь на мораль.

  3. Вне группы разумна "эгоистическая" мораль. Конструктивно это означает

    • Для "спасаемых": если ваша группа не имеет достаточно сил и опыта для страховки, а пройти порог очень хочется - не надейтесь, что параллельная группа вас спасёт по умолчанию. Подойдите и договоритесь явно.

      Тем самым вы как бы временно сливаетесь в одну группу. Но не ждите безоговорочного согласия - это дело их доброй воли - тратить на вас время и рисковать "замочить попу". Не обижайтесь на отказ и тем более не начинайте по возвращении рассказывать с негодованием о нём по всем углам.

      Попробуйте заинтересовать чем-либо "в обмен" на страховку. Пилкой дров, хорошим коньяком, хорошей рыбой, видеосъёмкой на следующем пороге - всем чем угодно. ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ.

      Наиболее естественный эквивалент - денежный - в нашей стране пока считается кощунством (действительно пока странно звучит - подстраховать за деньги). Хотя буржуйские "сафети-каякеры" просто на это живут и никто вроде их не презирает :-)

      Если договориться не удалось - обнесите. Это - ваши развлечения, и соответственно - ваши проблемы. А идти порог без договорённости в надежде на совесть соседей - мелкий шантаж. Не удивляйтесь, если никто и пальцем не пошевельнёт. И опять же не кричите о "таком свинстве" - это ВАШЕ свинство - идти препятствие не обеспечив должного уровня безопасности.

    • Для "спасателей": если к вам подошли с просьбой о страховке - не торопитесь ответить "да". Оцените желание и возможность ВСЕХ предполагаемых участников РЕАЛЬНО страховать, то есть не просто стоять с морковкой, но и при необходимости лезть в воду и т.д. Не стесняйтесь отказать, не стесняйтесь потребовать взаимовыгоды (см. выше).

      Но если уж договорились - страхуйте по полной, как себя самих, не боясь "намочить попу". Временно вы как бы одна группа.

  4. "Закон джунглей" тоже имеет право на существование и в Карелии часто полезен. Дураков нужно учить!

Так при чём тут эпиграф?

Перечитайте второй и третий вывод. Там часто встречается слово "договор". Вместо абстрактных споров о размытых "хорошо" и "плохо" и размытых понятиях "совесть" и "мораль" в большом количестве случаев помогает простой ДОГОВОР.

Не зря нам язык дан - ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ! И если договорились - просто выполняйте. А мораль тут совсем ни при чём - ею прикрывают задницу при неумении договариваться либо при нежелании договор выполнять, ну совсем как в эпиграфе.



Источник: http://afanas.ru/teapots/moral.htm
Рейс №631 | Категория: обо всём понемногу | (03.12.2012)
Просмотров: 1644 | Рейтинг: 0.0/0 | наверх



Метки:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Некоторые статьи из «Чтива» на горизонте в случайном порядке.

естественнонаучное
литературное
другая сторона холма
публицистика

Основные разделы.

Главная  Осколки Неба  Музыка кино  Редкости  СуперХоккей  Николай Парфенюк  Андрей Мисин
Дореволюционная Россия в цвете  Треки из нашей кинофантастики  Чтиво  Советское кино
Советская мультипликация  Интернет  Поиск & метки  Гостевая  Обратная связь
  Один трек из коллекции

 Про цвет марсианского грунта. Слева мы видим необработанное изображение дюны, показывающее как она выглядит на Марсе, небо которого часто имеет красноватый оттенок вследствие большого количества пыли. Справа снимок обработан таким образом, чтобы показать, как тот же самый участок выглядел бы на Земле. Размер округлого камня выше центра изображения около 20 см.
Про цвет марсианского грунта. Слева мы видим необработанное изображение дюны, показывающее как она выглядит на Марсе, небо которого часто имеет красноватый оттенок вследствие большого количества пыли. Справа снимок обработан таким образом, чтобы показать, как тот же самый участок выглядел бы на Земле. Размер округлого камня выше центра изображения около 20 см.

  Аналемма. Подробнее: http://u.to/KQQ7Aw
Аналемма. Подробнее: http://u.to/KQQ7Aw

  Sand Flea, песчаная блоха. Запрыгивает на крышу здания. Разработка Boston Dynamics. В комментариях - видео.
Sand Flea, песчаная блоха. Запрыгивает на крышу здания. Разработка Boston Dynamics. В комментариях - видео.

  Вулканы, вид из космоса. Фотография летчика-космонавта России Фёдора Юрчихина во время 15 экспедиции на Международную космическую станцию.
Вулканы, вид из космоса. Фотография летчика-космонавта России Фёдора Юрчихина во время 15 экспедиции на Международную космическую станцию.

  Нора Асторга Гадеа (Nora Astorga Gadea). Никарагуанская революционерка. Партизан. Боевик. После победы революции - вице-министр юстиции, судья на процессах над бывшими сомосовцами, потом представитель Никарагуа в ООН (1986-1988). В 1984 году сандинисты назначили ее послом в США, но администрация Рейгана не выдала агреман - Нора была замешана в убийстве генерала Реунальдо Перес Веги, сомосовского силовика и агента ЦРУ.
Нора Асторга Гадеа (Nora Astorga Gadea). Никарагуанская революционерка. Партизан. Боевик. После победы революции - вице-министр юстиции, судья на процессах над бывшими сомосовцами, потом представитель Никарагуа в ООН (1986-1988). В 1984 году сандинисты назначили ее послом в США, но администрация Рейгана не выдала агреман - Нора была замешана в убийстве генерала Реунальдо Перес Веги, сомосовского силовика и агента ЦРУ.

  Мир в наших руках...
Мир в наших руках...

  Елена Метёлкина на неделе моды в Москве. 26.10.2008
Елена Метёлкина на неделе моды в Москве. 26.10.2008

  12-тонный самородок серебра. 1892 год. Британская Колумбия.
12-тонный самородок серебра. 1892 год. Британская Колумбия.

  На кукольном представлении в парижском парке. Момент убийства змея Святым Георгием. 1963 год. Один из легендарных снимков журнала Life. Фотограф - Альфред Айзенштадт.
На кукольном представлении в парижском парке. Момент убийства змея Святым Георгием. 1963 год. Один из легендарных снимков журнала Life. Фотограф - Альфред Айзенштадт.

 


лента изображений

Разлучённые | Музыка: Геннадий Гладков, слова: Дезик Самойлов.

Послушать В.С.Высоцкого

рейс №631

Русский Мiр [69]
русско-советская цивилизация, Люди
другая сторона холма [39]
там, где нас нет
текущие события [46]
тексты на злобу дня
публицистика [56]
история, политика, экономика, ...
кинематографическое [15]
всяческое о кино
литературное [28]
стихи, рассказы, истории
важное, полезное [7]
ценное, может пригодиться
естественнонаучное [59]
изучаем Вселенную
Юрий Болдырев [94]
статьи, интервью, выступления
обо всём понемногу [55]

* * *



изображения

1908 г. Очередь за бесплатным кипятком и порцией чая с сахаром, выдаваемыми пунктом Городской санитарной комиссии во время эпидемии холеры.
1908 г. Очередь за бесплатным кипятком и порцией чая с сахаром, выдаваемыми пунктом Городской санитарной комиссии во время эпидемии холеры.

* * *

музыка [51]
рок, джаз, электронная и др.
изображения [7]
С.М.Прокудин-Горский и другие темы
стихи и песни [42]
рифмуем действительность
легендарные матчи [24]
в основном хоккейные (видео)
кинотеатр на горизонте [23]
смотрели - рекомендуем
музыка зарубежного кино [3]
из нового и не очень
отроки во вселенной [54]
дальнее и ближнее внеземелье
музыка нашего кино [134]
архив 'горизонта'
коллекция Grey-а [124]
треки из нашей кинофантастики
всякая всячина [8]
обо всём, что представляет интерес

в случайном порядке


Рок-мюзикл 'Илья Муромец'

... за последние годы это, пожалуй, одно из немногих произведений, чем-то порадовавших и даже удививших.

Концептуальный драйвовый мюзикл в трёх частях, весёлое хулиганство с хорошо сделанным саундом и нестандартными текстами, где сквозь юмор и стёб явлены различные социально-политические смыслы нынешней российской действительности.

Несмотря на плотную загруженность текстом и диалоги, полтора часа действа слушаются на одном дыхании, общая мелодическая архитектура, смена тем, ритмических рисунков завораживают, не заскучаешь. Короче, ребята зажгли :)
>> послушать

посмотреть

Советское кино
Советская мультипликация
..

навигация


авторизоваться

статистика

   Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

наверх