Пишет Артём Сёмин.
Про честность в искусстве.
Вчера мой товарищ Саша Терехов, с которым мы вместе ходили на курсы литературные, прислал мне ссылку на фильм сербского производства под названием "Клип".
Фильм - эдакая кинохроника о жизни девочки-подростка, имеющей сложные отношения со сверстниками и молодыми людьми, перемежающаяся откровенно даже не эротическими, а порнографическими сценами. Саша в электронном сообщении прибавил фразу, очень сегодня распространённую и часто употребимую в отношении подобных творений. Мне, говорит, понравилось, что кино "честное".
Честное - в том смысле, что автор и режиссер ничего не скрывают. Вот в другом фильме на ту же тему сексуальную сцену не показали бы, а только намекнули бы на неё, а тут - крупным планом детородный орган, входящий в рот главной героини, со всеми этими звуками, причмокиваниями и т.д.
Да, это безумно честно, это честно сообщает о том, что автор фильма - дура тупоголовая и бездарная, но желающая прославиться. Остальные сцены фильма, его сценарий и канва только подтверждают этот факт. Совершенно пустенькая, глупенькая картина, в которой, не будь сексуальных сцен и сцен насилия, не на что было бы смотреть - получилась бы любительская версия любого американского фильма о трудных подростках. Вот девочку бьют, вот она ругается с родителями, ну и т.д.
Однако, вот эта вот "честность", которая на деле не более чем синоним грубейшего натурализма для нищих духом, сегодня стала неким новым трендом, какой-то свежей волной. И на самом деле это знаковый момент, это надо признать. Знаковый в том смысле, например, что является признаком того, что общество максимально вульгаризировалось, перестало отличать настоящее искусство от грязи, Мадонну Рафаэля путает с фотографией подзаборной путаны, напечатанной на куске грязного картона.
Мы любим парадоксы, они приятно щекочат наши разжиревшие души, и в качестве парадокса готовы принять за истину даже подобное сравнение. Вообще, мы любим срывать покровы, обнаруживать под блестящими одеждами немытые тела, с радостью, отчасти - самолюбивой, отчасти подленькой - скидываем с пьедесталов прежних кумиров.
А как вам вот такой парадокс. Получается ведь, что если режиссёр "Клипа" - честен, то были лжецами те, кто целомудренно скрывал от нас "правду". Где у Толстого описание того, как разгорячённые тела Вронского и Анны слились в экстазе соития? Где у Достоевского в "Записках из мёртвого дома" описание гомосексуальных связей заключённых друг с другом? Где у всех русских классиков матерщина, разврат, сцены глупого насилия и проч.?
Что, в те времена люди не ругались и не занимались сексом? А если так, то классики нам врали? Пора бы втоптать в грязь и этих небожителей. Думаю, в скором времени наше уставшее от однообразия общество приступит и к этому...
|