главная » статьи » Русский Мiр |
В истории России есть ряд иностранцев, получивших почетное звание героев. Среди них Марсель Пля, единственный темнокожий авиатор, награжденный двумя Георгиевскими крестами. Сведения о нем противоречивы и отрывочны. Это связано с утратой многих документов в период гражданской войны. Дата рождения героя не известна, однако есть сведения о его французском гражданстве. Скорее всего, он родился где-то на островах Французской Полинезии, хотя многие приписывали ему родство из африканских стран. В 1905 года (по некоторым данным в 1907) в подростковом возрасте вместе с матерью приезжает в Россию. На родине мать долгое время работала нянькой в одной богатой русской семье, которая взяла ее с собой. Однако фамилия этой семьи до нас не дошла. Возмужав, Марсель продолжал работать весьма экзотической няней. В некоторых источниках говорится, что он подрабатывал в цирке. С началом Первой мировой войны Марсель должен был вступить в ряды вооруженных сил Франции, но он решил остаться в России. В чине вольноопределяющегося, француз поступает в Российскую Армию и его зачисляют в штат шоферов. Здесь следует сделать некоторые уточнения. Вольноопределяющиеся был низший военный чин в армии, но имел ряд льгот. В частности, вольноопределяющийся мог сам выбрать род войск и место службы. Для этого необходимо было иметь образовательный ценз и владеть навыками по желаемой службе. На основании этого, можно сделать вывод, что Марсель Пля был достаточно грамотным и владел навыками обслуживания автомобилей и вождения, что в начале XX века было редкостью. Вскоре темнокожий шофер был переведен в Императорский военно-воздушный флот. Там ему определяют должность пулеметчика и моториста на самолете «Илья Муромец — X». 13 апреля 1916 года этот самолет принимает участие в налете на латышскую станцию Даудзевас, захваченную немцами. Они предусмотрели возможность атаки с воздуха и укрепили станцию зенитными орудиями. После обстрела самолета один из двигателей вышел из строя. Марсель Пля вылез на крыло и в воздухе начал его ремонт. Во многом благодаря его действиям удалось пересечь линию фронта и посадить самолет. На корпусе и крыльях машины насчитали более 70 пробоин. За этот подвиг Марсель Пля был награжден Георгиевским крестом III степени и произведен в фельдфебели. В ноябре этого же года в одном из боев темнокожий герой сбивает два немецких самолета. О его подвигах даже была публикация в журнале «Огонек» за 1916 год. Там же указано, что он был женат на русской девушке и имел сына. Однако данные о дальнейшей судьбе авиатора не сохранились. После оккупации немецкими войсками Украины, большая часть самолетов «Илья Муромец» была захвачена. Только 15 из них удалось переправить вглубь страны. В 1919 году в Сарапуле создается первый советский дивизион воздушных кораблей. В этом городе были сосредоточены все летные, инженерные и конструкторские кадры, имевшие отношения к этим машинам. Темнокожих летчиков среди них не было. Посмотрим, что писалось о нашем герое-авиаторе в то время: “Огонёк” №43, воскресенье 23 октября 1916 года. “- Здорово, Марсель! - Здравим желаим, вашскороди! - Как живёшь? - Ничиво, живём помалиньку. Искрятся черным-черные глаза, сверкают зубы и лоснится широкий негритянский нос-арап. Он - сын далёких волшебных островов Тихого океана... Только как же: на голове русская солдатская фуражка, на ногах брезентовые голенища, и такое отчётливое "здравим жилаим". Всякий к нему с вопросом: - Как ты сюда попал? Марсель охотно говорит. Русским языком он владеет отлично, только окончания заглатывает. Любит щегольнуть солдатскими словечками, забористыми, как стручковый перец. Марсель Пля - французский гражданин. Девять лет назад его мать была привезена богатыми людьми в Россию в качестве няньки и с нею курчавый и бойкий подросток. Холодная Россия стала второй родиной чёрному Пля. Теперь он женат на русской, имеет ребёнка. Когда началась война, он как французский подданный, должен был явиться в ряды Жоффра, но остался, вступив добровольцем в русскую армию, сначала в качестве шофёра, потом моториста на воздушном корабле. На "Илье Муромце" он заработал два креста". Из Приказа Начальника штаба Верховного Главнокомандующего № 542 от 25 апреля 1916 года: “Младший моторист воздушного корабля №10-й, младший унтер-офицер Марсель Плa. Крест 3-й степени №10432. 13 апреля 1916 года, при полёте на воздушном корабле №10, подвергаясь сильному обстрелу зенитных орудий противника во время бомбардировки ст. Даудзевас, всё время находился на верхней площадке корабля, наблюдая за появлением противника в воздухе. В то время, когда одновременно разорвавшимися тремя снарядами был тяжело ранен командир корабля и корабль, сильно повреждённый и потерявший скорость, начал падать вниз, моторист Пля, оставаясь на своём посту, доблестно и самоотверженно исполнял возложенную на него обязанность и только лишь по приказанию артиллерийского офицера сошёл во внутрь кабины. Вылез на крыло и в течение 20 минут производил исправление подбитых трёх моторов и помогал помощнику командира корабля благополучно довести корабль до до аэродрома”. Статья составлена из материалов авторов: 1. Алексей Дьяконов - 27.08.2012 http://istkniga.ru/club/forum/forum12/topic229/ 2. Александр Соловьев, СПб, 2012 http://www.airforce.ru/content/lyudi-v-aviacii/553-marsel-plya/ Источник: http://neizwestn-geroi.livejournal.com/8651.html | |
Просмотров: 2693
| Метки: |
Метки: |
Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|
---|
| ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
---|
|
---|
| ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
---|
| ||
---|---|---|
|
|
---|
|
---|
|
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |