горизонт событий. музыка, редкости, раритеты.
Пятница, 18.08.2017, 19:28. Приветствуем Вас, Гость!
главная о площадке ♫ осколки неба музыка кино music sci fi чтиво интернет поиск гостевая почта

ценное из блогов и других источников

главная » статьи » литературное

Питер Уотс - Ложная слепота (2006 г.)    

Питер Уотс - Ложная слепота (2006 г.)


Весьма интересная книга, вызывашая неоднозначные оценки. Кто-то называет её лучшей научно-фантастической книгой десятилетия, кто-то относится достаточно спокойно, указывая на те или иные недостатки.

Как художественное произведение книга меня совсем не вдохновила, оставила эмоционально недвижным, в литературной части она откровенно слаба, на мой взгляд (и другая версия перевода тут вряд ли что изменит), но вот затрагиваемые в ней проблемы... даже в том виде, который есть, поистине вызывают «сдвиг точки сборки». О многом из того, о чём пишет в «Ложной слепоте» Питер Уотс я просто не знал и при чтении ощутил себя внезапно поднятым из дремучей дикости к переднему краю науки :), о многих вещах никогда не задумывался..

Питер Уотс исследует вопрос о соотношении сознания и разумности. Что, если наши новые межпланетные знакомцы будут чертовски умны, интеллектуальны — но при этом лишены сознания? Того, что позволяет нам ощущать собственную разумность, ощущать себя разумным существом — человеком? Здесь Уоттс смело вторгается в область психологии и нейрологии, и приходит к выводу, что подсознательная часть разума вполне может оказаться более эволюционно успешной, если её отторгнуть от тормозящего балласта сознательного «Я».

Захватывающий поворот, не правда ли?

Книга плотно утрамбована разного рода специфической научной терминологией из разных областей, нагружена просто до отказа. Сноски и примечания в конце книги читаются с таким же интересом как собственно и само повествование.

Добавлю, что в послесловии раскрывается механизм создания современного научно-фантастического произведения высокого уровня, точнее, необходимые для этого элементы («Ложная слепота», как солидная монография, содержит более сотни отсылок к новейшим научным работам, результатам экспериментов и т.д.).

Этого, конечно, мало, условие желательное, но недостаточное, хотелось бы более качественной литературной основы, но тем не менее.. После книги Уотса довольно трудно начать читать что-то из современной фантастики - до заданной Уотсом планки многие авторы недотягивают, мягко говоря..

...

Питер Уотс: ПОСЛЕСЛОВИЕ

Заметки и примечания

Ссылки и заметки: попытка убедить вас, что я не полный псих (или, на крайний случай, запугать в достаточной мере, чтобы вы промолчали).

Ловкость извилин.

Сенсорный аппарат человека поразительно легко взломать; нашу зрительную систему описывали в лучшем случае как импровизированный набор фокусов. Наши органы чувств выдают столь фрагментарные и несовершенные данные, что мозг вынужден интерпретировать их на основе оценок вероятности, вместо того чтобы воспринимать напрямую.

Он не столько «видит» мир, сколько гадает о нем. В результате «невероятные» стимулы, как правило, не обрабатываются на сознательном уровне вне зависимости от мощности сигнала. Образы и звуки, не укладывающиеся в нашу картину мира, мы имеем тенденцию попросту игнорировать.

Сарасти был прав: «Роршах» не сделает с тобой ничего, на что ты бы не был способен сам.

Например, фокус с невидимостью молодого, глуповатого болтуна — того, что ограничивал свои движения провалами в зрении людей, — пришел мне в голову, когда я читал о явлении, называемом перцептивной слепотой. (Термин введен Ирвином Роком и Арьен Мэк в 1992 году).

Первым, кто обнаружил недоделку в зрительной системе, связанную с саккадами, был русский парень по фамилии Ярбус *,
____________
* Ярбус Альфред Лукьянович — советский психофизиолог, изучал роль движения глаз в процессе зрения. Собственно саккады первым описал Луи-Эмиль Жаваль в конце XIX века, Ярбус же в своей ключевой работе "Роль движения глаз в процессе зрения" показал их связь с восприятием зрительной информации.

еще в шестидесятых годах. С тех пор исследователи заставляли предметы незамеченными появляться и исчезать в поле зрения, проводили беседы с несчастными жертвами опытов, так и не замечающими, что их собеседник сменился посреди собеседования, и в общем доказали, что человеческий мозг не замечает большую часть того, что творится вокруг. Посмотрите демонстрационные ролики лаборатории зрительного восприятия в Университете штата Иллинойс (19) и поймете, что я имею в виду. Ребята, это ведь на самом деле крышу сносит. Вокруг нас могут кишеть сайентологи, и если они будут правильно себя вести, мы их даже не заметим…

Большая часть описанных в тексте психозов, синдромов и галлюцинаций существует на самом деле и подробно описана Метцингером, Вегнером и/или Саксом. Другие (например, синдром "зеленых человечков") еще не попали в DSM*
____________
* "Справочник по диагностике и статистике психических расстройств" — принятая в США система классификации заболеваний психики.

— правду сказать, парочку я изобрел, — но основаны, тем не менее, на реальных опытных свидетельствах. Осторожное воздействие магнитными полями на мозг может, в зависимости от убеждений пациента, вызвать у него что угодно — от религиозного экстаза до ощущения, что его похищают Пришельцы. Транскраниальная магнитная стимуляция может воздействовать на настроение, провоцировать слепоту или поражать речевые центры (отнимая, например, способность произносить глаголы, оставив нетронутыми существительные). Память и способность к обучению можно улучшать (или отнимать) тем же способом, и правительство США на текущий момент финансирует разработку носимых устройств ТКМС для — правильно догадались — военных целей.

Временами электростимуляция мозга вызывает синдром "чужой руки" — непроизвольные движения тела против воли якобы владеющего собой субъекта. В других случаях она провоцирует столь же непроизвольные движения, но при этом субъект настаивает, что производил их сознательно, невзирая на многочисленные эмпирические свидетельства обратного. Сложите это с тем фактом, что тело начинает действовать до того, как мозг "решит" подвинуться — но обрати те внимание на и — и само понятие свободы воли — несмотря на явное субъективное ощущение его реальности — начинает выглядеть немного нелепым, да же если вычесть влияние инопланетных артефактов.

Хотя электромагнитная стимуляция в настоящее время является самым модным способом мозгового взлома, способ этот далеко не единственный. Тяжелые физические нарушения, от опухолей до железных трамбовок, могут превращать нормальных людей в психопатов и педофилов (отсюда новая личность, прорастающая в мозгу Сьюзен Джеймс). Чисто эмоциональные "американские горки" религиозных ритуалов, вообще не используя нейрологических инструментов (и даже фармакологические тут не очень нужны), вызывают одержимость и экстаз (21). Люди могут даже воспринять как собственные чужие части тела, могут убедить себя, что резиновая рука настоящая. Зрение бьет проприоцепию: незаметно управляемый макет руки может убедить нас, что мы делаем одно, в то время как на самом деле происходит совершенно другое.

Последнее орудие в этом арсенале — ультразвук: менее инвазивный, чем ЭМ-поля, более точный, чем "харизматическое возрождение", он может усиливать мозговую активность без этих неудобных электродов или магнитных сеток для волос. В "Ложной слепоте" он служит удобным "черным ходом", чтобы объяснить, почему галлюцинации "Роршаха" сохраняются даже под экранирующей сеткой — но здесь и сейчас "Сони" обновляет годовой патент на машину, которая использует ультразвук для передачи "чувственного опыта" непосредственно в мозг. Они называют это развлекательным устройством, в перспективе имеющим широкое применение в онлайн-играх. Ага, как же. Если ты можешь на расстоянии вкладывать кому-то в голову звуки и образы, почему бы не вложить заодно политические убеждения и неодолимое стремление к определенной марке пива?

Уже приехали?

"Теленигиляционый реактор", с помощью которого наши герои прибывают на место, основан на исследованиях квантовой телепортации, описанных в "Нэйчур", "Сайенс", "Физикл Ревью Леттерс", а в последнее время везде, где только придется. Идея передавать в качестве шаблона для сборки квантовые данные антиматерии принадлежит, сколько могу судить, исключительно мне. Чтобы оценить более-менее достоверно массу горючего, ускорение и время "Тезея" в пути, я обратился к сайту "Релятивистская ракета", который поддерживает физик и математик Джои Баез из университета "Риверсайд". Использование магнитных полей в качестве радиозащитных экранов на "Тезее" основывается на исследованиях, проводимых в Массачусетском технологическом институте. "Матрицу Икара" я разместил близ Солнца, поскольку производство антивещества в ближайшем будущем, скорей всего, останется крайне энергозатратным процессом.

Состояние несмерти, в котором пребывает экипаж "Тезея", разумеется, представляет собой очередную версию достопочтенного анабиоза (хотя мне бы хотелось думать, что я внес новую струю, приплетая в качестве механизма физиологию вампиров).

Недавние исследования приблизили к осуществлению перспективы наведенной гибернации. Блэкстон с сотрудниками вызвали у мышей спячку необыкновенно простым способом — обработав их сероводородом; сероводород клинит метаболические механизмы до такой степени, что замедляет клеточный обмен на 90 %. Ученые из центра Сафара по исследованиям в области реанимации заявляют, что оживили собаку через три часа после наступления клинической смерти, воспользовавшись более эффектной (и инвазивной) методикой — заменив кровь животного ледяным физиологическим раствором.

Первый из этих методов ближе к тому, что мне представлялось, хотя черновой вариант романа я закончил до того, как вышли обе статьи. Я подумывал о том, чтобы переписать сцены в склепе, включив упоминание о сероводороде, но, в конце концов, посчитал, что газоиспускательные шуточки только испортят атмосферу.

Поле для игры.

В "Ложной слепоте" Большой Бен назван "излучателем Оаса". Официально такого термина не существует, но Юмико Оаса описывал неизвестный до сих пор класс инфракрасных излучателей — более слабых, чем коричневые карлики, но, вероятно, и более многочисленных — массой от трех до тринадцати масс Юпитера. Для моей истории требовался объект относительно близкий, достаточно большой, чтобы поддерживать магнитное поле газового гиганта, но и достаточно маленький и тусклый, чтобы успешно избегать обнаружения в ближайшие семьдесят-восемьдесят лет. Излучатели Оаса неплохо подходят для этой цели (невзирая на явные сомнения в их существовании как таковом).

Конечно, учитывая, как мало мы на самом деле знаем об этих зверушках, детали мне пришлось предполагать. Для этой цели я понатаскал данные из многих источников по газовым гигантам и/или коричневым карликам, экстраполируя их по необходимости вверх или вниз. Выстрел из супероружия "Роршаха" издалека выглядит удивительно похоже на сверхмощную рентгеновскую и радиовспышку, какую недавно наблюдали на коричневом карлике, по всем признакам слишком легком для подобных фокусов. Вспышка продлилась двенадцать часов, по мощности в миллиард раз превосходила все, что может выдать по этой части Юпитер, и явилась предположительно результатом завихрений магнитного поля

Комета Бернса-Колфилда отчасти основана на 200 °Cr105, транснептуновом объекте, нынешняя орбита которого не может быть объяснена полностью гравитационным влиянием известных тел Солнечной системы*
____________
* Следует заметить, что 200 °Cr105 никоим образом не комета: его поперечник составляет приблизительно 235 км, и объект в настоящий момент считается третьим по удаленности от Солнца телом нашей Солнечной системы.

Анатомия и физиология болтунов.

Мне, как многим любителям фантастики, надоели гуманоидные инопланетяне с шишковатыми лбами и смоделированные на компьютере насекомые ужасного вида с поведением бешеных собак в хитиновых скафандрах. Конечно, фантазии ради фантазий — немногим лучше среднетипичного гребнехвостого родденберрида;*
____________
* Джин Родденберри (1921–1991) — американский сценарист и продюсер, создатель телесериала "Звездный путь", населенного преимущественно "гуманоидными инопланетянами с шишковатыми лбами".

естественный отбор вездесущ, как сама жизнь, и везде, где проходит эволюция, формы жизни будут определяться одними и теми же основными силами. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы придумать "чужака", который одновременно достоин такого наименования и остается биологически достоверным.

Болтуны — моя первая попытка справиться с задачей, и, учитывая, до какой степени они напоминают змеехвосток*
____________
* Змеехвостки, или офиуры — иглокожие, близкие родственники морских звезд.

земных морей, я, возможно, здорово сел в лужу по части "невиданного", по крайней мере, в том, что касается общей морфологии. Как выясняется, у офиур имеется даже нечто похожее на распределенную кожную сетчатку болтунов. Точно так же схема размножения болтунов — стопки молоди, отпочковывающиеся от общего ствола, — взята у медуз. Можно вытащить морского биолога из океана, но…

К счастью, чем ближе к ним приглядываешься, тем непривычнее выглядят болтуны. Каннингем упоминает, что ничего похожего на их таймшерные моторно-чувствительные нервы на Земле не существует. Технически он прав, но я могу назвать предшественника, способного развиться в подобную структуру. Наши собственные зеркальные нейроны активизируются, не только когда мы действуем сами, но и когда мы наблюдаем за другим человеком, выполняющим то же действие; этой особенностью пытаются объяснить развитие как языка, так и сознания.

На метаболическом уровне все обстоит еще непривычней. У нас на Земле существа, полагающиеся исключительно на анаэробный синтез АТФ, так и не вышли на многоклеточный уровень. Анаэробный метаболизм, хотя он намного эффективнее нашего сжигания топлива в кислороде, слишком медлителен для развитых многоклеточных организмов. Решение, предложенное Каннингемом, — сама простота. Подвох только в том, что между вахтами приходится по нескольку тысяч лет отсыпаться.

Идея квантовомеханического метаболизма может показаться еще более сумасшедшей, и зря: дуализм "волна-частица" может оказывать существенное влияние на биохимические реакции в условиях организма при комнатной температуре; туннелирование тяжелых атомов углерода увеличивает, по некоторым сообщениям, скорость протекания подобных реакций на 152 порядка.

И совсем уже инопланетное: у них нет генов. Пример с пчелиными сотами, который я привел в качестве аналогии, первоначально появился в одном малоизвестном трактате Дарвина (черт, вот кого я всегда мечтал процитировать); несколько ближе к нашему времени не большая, но все увеличивающаяся группа биологов начала проповедовать, что гены вообще и нуклеиновые кислоты в особенности как необходимые предпосылки развития жизни серьезно переоценены. Немалая доля сложности живых существ возникает как следствие не генетической программы, а сугубо физических и химических взаимодействий их составных частей. Конечно, все равно требуется нечто, задающее первоначальные условия для запуска этих процессов; вот тут подключаются магнитные поля. Все равно в условиях "Роршаха" капризные цепочки нуклеотидов не выжили бы.

Да, может поинтересоваться любопытствующий зануда, но как эти ребята эволюционируют без генов? Как приспосабливаются к новым условиям? Как они — подразумевая весь вид — справляются с неожиданностями? И если бы Роберт Каннингем был сегодня с нами, он ответил бы нечто вроде: "Готов поклясться, что одна половина иммунной системы активно борется с другой. И не только иммунной. Часть нервной системы, похоже, старается, ну… взломать другую. Мне кажется, они эволюционируют внутри себя, как бы это безумно ни звучало. Весь организм на тканевом уровне воюет сам с собой, у него там внутри просто клеточная гонка за Черной королевой.

Все равно что вырастить колонию проросших друг в друга опухолей и рассчитывать, что жестокая конкуренция не позволит ни одной из них взять верх. Играет ту же роль, что для нас секс и мутации". И если бы вы закатили глаза, услышав эту демагогию, он фыркнул бы вам дымом в лицо и сослался на интерпретацию одним иммунологом этих же идей, выраженных в (кто бы мог подумать?) фильме "Матрица: Революция". Кроме того, он мог бы напомнить, что синаптические связи в нашем собственном мозгу формируются под действием подобного же внутриорганизменного отбора, катализируемого отрезками паразитической ДНК, называемыми ретротранспозонами.

В черновом варианте книги Каннингем действительно рассказывал нечто подобное, но проклятый текст был уже настолько перегружен лекциями, что я эту сцену вырезал. В конце концов, непосредственным проектировщиком этих созданий выступает "Роршах", так что он может со всем этим справляться вместо отдельных болтунов. И одна из идей, которые несет в себе "Ложная слепота" — что граница между "живым" и "неживым" всегда была размыта, а особенно во чреве злодейского объекта на оортовых окраинах.

Ум/Разум.

В этом, собственно, суть всего проклятого эксперимента. Уберем вначале валуны с дороги. "Быть никем" Метцингера — самая тяжелая книга из всех, что мне доводилось читать (здоровую часть ее я до сих пор не осилил), но в ней я столкнулся с наиболее крышесносными идеями из всех, что мне доводилось встречать в литературе и в жизни. Большинство авторов, когда дело доходит до природы сознания, становятся бесстыдными динамщиками. Линкер называет свой труд "Как работает разум" и на первой же странице признается, что "мы не знаем, как работает разум". Кох (парень, придумавший термин "агенты-зомби") пишет "В поисках сознания: нейробиологический подход", в котором стыдливо обходит стороной вопрос, почему вообще нервная деятельность должна порождать какое бы то ни было субъективное самосознание.

Метцингер, возвышаясь над этими сопляками, берет быка за рога. Его гипотеза "мира-ноль" не только объясняет субъективное ощущение "себя", но также дает понять, почему вообще иллюзорный рассказчик от первого лица должен быть производным результатом определенных когнитивных систем. Понятия не имею, насколько он нрав, — не мой уровень, — но он, по крайней мере, задал тот вопрос, что заставляет нас пялиться в потолок в третьем часу ночи, когда последняя сигарета давно докурена. Со многими симптомами и болезнями, попавшими в "Ложную слепоту", я впервые столкнулся в книге Метцингера. Любые утверждения или заявления в этом разделе, для которых не указан источник, скорей всего, происходят оттуда же.

Если нет, то, быть может, они взялись тогда из "Иллюзии сознательной воли" Вегнера. Менее претенциозная, более доступная книга Вегнера занимается не столько природой сознания, сколько природой свободной воли, которую Вегнер вкратце описывает как "способ рассудка оценить сделанное". Он выдает собственный набор синдромов и болезней, укрепляющих в читателе умопомрачительное чувство хрупкости наших внутренних механизмов. И, конечно, Оливер Сакс посылал нам весточки с передовой сознания задолго до того, как сознание оказалось в числе победителей.

Возможно, легче было бы перечислить тех, кто не брался "объяснить" сознание. Теории перекрывают весь спектр от диффузных электрических полей до квантового кукольного спектакля; сознание "помещали" в переднюю часть островка Рейля,*
____________
* Островок Рейля, или закрытая долька — часть мозга, находящаяся в глубине силывиевой щели, между лобной, теменной и височной долями. По некоторым данным, передняя часть коры островка Рейля претерпела существенные изменения в ходе эволюции человека.

в гипоталамус и в сотню динамических ядер между ними. (По крайней мере, одна теория предполагает, что в то время как человекообразные обезьяны и взрослые люди наделены разумом, человеческие младенцы его лишены. Признаюсь, этот вывод мне в чем-то по душе; если дети и разумны до какой-то степени, то они определенно психопаты).

Но под безобидным, поверхностным вопросом "что такое сознание?" прячется более важный практически — "на что оно годится?". "Ложная слепота" подробно разбирает этот вопрос, и я не стану повторять уже высказанное. Достаточно будет напомнить, что, по крайней мере, в бытовых условиях сознание мало чем занято, кроме того, что принимает служебные записки от гораздо более сообразительного подсознательного слоя, визирует и приписывает всю честь себе.

На самом деле подсознание обыкновенно работает так хорошо, что пользуется услугами самого настоящего привратника в передней части поясной извилины, занятого только тем, чтобы не позволить сознанию вмешиваться в рутинную работу мозга. (Если бы остальная часть твоего мозга обладала сознанием, она, скорей всего, сочла бы тебя кем-то вроде роговолосого босса из "Дилберта"*).
____________
* Серия популярнейших комиксов Скотта Адамса, выходит с 1989 года. Упомянутый персонаж являет собой квинтэссенцию самовлюбленности и некомпетентности.

Сознание не нужно даже для того, чтобы развить метарепрезентацию — внутреннюю модель чужого сознания.*
____________
* Возможно, оригинальный термин "theory of mind" покажется кому-то более знакомым.

Это может показаться абсолютно парадоксальным: как можно научиться осознавать, что окружающие особи являются самостоятельными деятелями, имеющими собственные интересы и цели, когда ты не осознаешь свои собственные? Но противоречия тут нет, и сознание не требуется. Вполне возможно отслеживать намерения окружающих без единого грана рефлексии. Норретрандерс прямо объявил, что "сознание — обман".

Искусство можно считать некоторым исключением. Эстетика, похоже, требует некоторого уровня самосознания — собственно, вполне возможно, что эволюция эстетики и спустила лавину разума. Когда тебя бросает в дрожь от прекрасной мелодии, это врубается механизм поощрения в лимбической системе — тот же механизм, что вознаграждает человека за секс с привлекательной партнершей и поглощение больших количеств сахарозы.

Иными словами, это взлом системы; твой мозг научился получать награду, не заслужив ее увеличением приспособленности. Это приятно, это делает нашу жизнь ценной и полной. Но оно же обращает нас внутрь себя, отвлекает. Помните — те крысы шестидесятых, что научились, нажимая рычаг, стимулировать центры удовольствия? Они жали на рычаги с таким наркоманским рвением, что забывали питаться. Зверьки дохли от голода. Не сомневаюсь, умирали они счастливыми — но умирали. Не оставив потомства. Приспособленность падала до нуля.

Эстетика. Самосознание. Гибель.

И это приводит нас к последнему вопросу, таящемуся в бескислородных глубинах: вопросу о цене сознания. Самосознание, если сравнивать его с бессознательной обработкой информации, медлительно и расточительно. Мысль об отдельном, стремительном сознании в стволе нашего мозга, которое берет на себя управление при аварии, основана помимо прочего на исследованиях Джо Леду из Нью-Йоркского университета. Для сравнения вспомните молниеносные сложнейшие вычисления, которые производят саванты; это некогнитивная способность, и есть свидетельства тому, что суперфункциональностью аутисты обязаны не подавляющей интеграции мыслительных процессов, а относительной нейрологической фрагментации. Даже если бы сознательные и бессознательные процессы были равно эффективны, осознание внутренних стимулов по самой своей природе отвлекает индивида от других, внешних угроз и благоприятных возможностей. Этой своей догадкой я страшно гордился. Можете представить, как я расстроился, обнаружив, что Вегнер высказывал подобную мысль еще в 1994 году.

Цену высокого интеллекта даже продемонстрировали экспериментально в опытах, где умные дрозофилы проигрывали тупым в конкуренции за пищу, возможно, потому, что метаболические потребности обучения и запоминания оставляют меньше энергии на ее поиск. Нет, я не забыл, как только что потратил целый роман на доказательство того, что ум и разум — это разные вещи. Но опыт в данном случае все же имеет ценность, ведь обе способности имеют нечто общее — они метаболически расточительны. (Разница только в том, что ум, по крайней мере, в некоторых случаях, оправдывает расходы. А какова эволюционная ценность медитации на закат?)

Хотя многие указывали на различные недостатки и слабые стороны разума, мало кто делал следующий шаг и вслух интересовался: а стоит ли эта дрянь таких проблем? Конечно, стоит, верят люди; иначе естественный отбор давно бы выполол ее. И, вероятно, они правы. Надеюсь. "Ложная слепота" — это мысленный эксперимент, игра в "предположим" и "что, если?". Ничего больше.

С другой стороны, дронты и стеллеровы коровы тысячу лет назад могли бы применить ровно тот же аргумент, чтобы доказать собственное превосходство: если мы такие неприспособленные, отчего же мы не вымерли? А? Потому что естественный отбор требует времени и удача играет свою роль. Самый здоровый парень на деревне на данный момент не обязательно самый сильный или самый выносливый. Игра не окончена. Игра никогда не кончается; по эту сторону тепловой смерти финишной черты нет. Так что победителей тоже быть не может. Есть только те, кто еще не проиграл.

Данные Каннингема об узнавании себя у человекообразных обезьян — они тоже настоящие. У шимпанзе выше, чем у орангутанов, соотношение массы мозга к массе тела, но оранги последовательно узнают себя в зеркалах, в то время как шимпы — только через раз. Точно так же, кроме людей, наиболее развиты речевые способности у некоторых видов птиц и приматов — но не у предположительно "более разумных" человекообразных, наших ближайших родственников. Если присмотреться, подобные факты подсказывают, что разум может оказаться фазой, из которой орангутаны еще не вышли, но их более развитые родичи шимпанзе уже начинают вырастать. (Гориллы себя в зеркалах не узнают. Возможно, они уже выросли из пеленок разума, а может, никогда их не носили.)

Конечно, люди в эту схему не вписываются. Если схема существует. Мы флюктуации: в этом одна из идей, которые я хотел донести.

Держу пари, вампиры бы в схему вписались. В этом еще одна.

И, наконец, как раз когда "Ложная слепота" проходила корректуру, этому неприятному предположению нашлось очень своевременное опытное подтверждение: оказывается, бессознательное лучше принимает сложные решения, чем сознание (125). Похоже, сознание просто не может оперировать достаточным количеством переменных. Как высказался один из ученых: "В ходе эволюции мы начали в какой-то момент принимать решения сознательно, и у нас пока не очень получается".

Среда вообще (фоновые детали, сбои прошивки и человеческое бытие).

Юный Сири Китон не одинок: мы уже более пятидесяти лет лечим отдельные тяжелые формы эпилепсии радикальной гемисферэктомией. Странно, но удаление половины мозга не слишком влияет на уровень интеллекта или двигательные способности (хотя большая часть идущих на операцию пациентов, в отличие от Kитона, страдают умственной отсталостью с самого начала). Зачем надо удалять именно полушарие, я не очень хорошо понимаю: если вы всего-навсего пытаетесь разорвать петлю обратной связи, почему бы не перерезать только мозолистое тело? Может, чтобы предотвратить синдром "чужой руки" — и если так, не значит ли это, что хирург сознательно уничтожает разумную личность?

Опиоиды материнского инстинкта, которыми пользуется Хелен Китон, чтобы запустить в себе материнскую любовь к сыну-инвалиду, выросли из недавних работ по моделированию дефицита привязанности у мышей. Железоядные облака, идущие по следу Огнепада. основаны на описанных Плейном и др. Языковедческий жаргон Банды четырех я натралил по разным источникам. Манера команды "Тезея" разговаривать на нескольких языках сразу (слава Богу, без цитат) навеяна размышлениями Грэддола, который предполагает, что наука должна владеть множеством языков, поскольку язык определяет образ мысли, и единственный "универсальный" язык науки ограничил бы наш взгляд на мир.

Предшественник "расширенного фенотипа" Шпинделя и Каннингема уже существует в лице некоего Мэтью Нагеля. Сплесненные протезы, позволяющие им синестетически воспринимать сигналы лабораторного оборудования, пользуются поразительной пластичностью чувствительной коры мозга. Слуховые зоны можно превратить в зрительные, просто подключив к слуховым нервам оптические (если сделать это на достаточно ранней стадии). Карбоплатиновые наращения Бейтс уходят корнями в недавние разработки металлических мышц.

Язвительный наезд Саши на психиатрию XX века вырос не только из (ограниченного) личного опыта, но также из пары статей, срывающих налет таинственности с так называемого расстройства множественной личности. (Не то чтобы с идеей был непорядок, но с диагностикой — определенно). Вариант фибродисплазии, убившей Челси, основан на симптомах, описанных Капланом с сотрудниками. И — верьте не верьте — лица, которыми Сарасти пользовался ближе к концу книги, представляют собой реально существующую форму статистического анализа: лица Чернова, которые эффективнее обычных графиков и таблиц передают существенные характеристики набора данных.

Прочитать книгу можно здесь: http://knizhnik.org/page/piter-uotts-lozhnaja-slepota/0.html







Весьма интересная книга, вызывашая неоднозначные оценки. Кто-то называет её лучшей научно-фантастической книгой десятилетия, кто-то относится достаточно спокойно, указывая на те или иные недостатки.

Как художественное произведение книга меня совсем не вдохновила, оставила эмоционально недвижным, в литературной части она откровенно слаба, на мой взгляд (и другая версия перевода тут вряд ли что изменит), но вот затрагиваемые в ней проблемы... даже в том виде, который есть, поистине вызывают «сдвиг точки сборки». О многом из того, о чём пишет в «Ложной слепоте» Питер Уотс я просто не знал и при чтении ощутил себя внезапно поднятым из дремучей дикости к переднему краю науки :), о многих вещах никогда не задумывался..

Питер Уотс исследует вопрос о соотношении сознания и разумности. Что, если наши новые межпланетные знакомцы будут чертовски умны, интеллектуальны — но при этом лишены сознания? Того, что позволяет нам ощущать собственную разумность, ощущать себя разумным существом — человеком? Здесь Уоттс смело вторгается в область психологии и нейрологии, и приходит к выводу, что подсознательная часть разума вполне может оказаться более эволюционно успешной, если её отторгнуть от тормозящего балласта сознательного «Я».

Захватывающий поворот, не правда ли?

Книга плотно утрамбована разного рода специфической научной терминологией из разных областей, нагружена просто до отказа. Сноски и примечания в конце книги читаются с таким же интересом как собственно и само повествование.

Добавлю, что в послесловии раскрывается механизм создания современного научно-фантастического произведения высокого уровня, точнее, необходимые для этого элементы («Ложная слепота», как солидная монография, содержит более сотни отсылок к новейшим научным работам, результатам экспериментов и т.д.).

Этого, конечно, мало, условие желательное, но недостаточное, хотелось бы более качественной литературной основы, но тем не менее.. После книги Уотса довольно трудно начать читать что-то из современной фантастики - до заданной Уотсом планки многие авторы недотягивают, мягко говоря..

...

Питер Уотс: ПОСЛЕСЛОВИЕ

Заметки и примечания

Ссылки и заметки: попытка убедить вас, что я не полный псих (или, на крайний случай, запугать в достаточной мере, чтобы вы промолчали).

Ловкость извилин.

Сенсорный аппарат человека поразительно легко взломать; нашу зрительную систему описывали в лучшем случае как импровизированный набор фокусов. Наши органы чувств выдают столь фрагментарные и несовершенные данные, что мозг вынужден интерпретировать их на основе оценок вероятности, вместо того чтобы воспринимать напрямую.

Он не столько «видит» мир, сколько гадает о нем. В результате «невероятные» стимулы, как правило, не обрабатываются на сознательном уровне вне зависимости от мощности сигнала. Образы и звуки, не укладывающиеся в нашу картину мира, мы имеем тенденцию попросту игнорировать.

Сарасти был прав: «Роршах» не сделает с тобой ничего, на что ты бы не был способен сам.

Например, фокус с невидимостью молодого, глуповатого болтуна — того, что ограничивал свои движения провалами в зрении людей, — пришел мне в голову, когда я читал о явлении, называемом перцептивной слепотой. (Термин введен Ирвином Роком и Арьен Мэк в 1992 году).

Первым, кто обнаружил недоделку в зрительной системе, связанную с саккадами, был русский парень по фамилии Ярбус *,
____________
* Ярбус Альфред Лукьянович — советский психофизиолог, изучал роль движения глаз в процессе зрения. Собственно саккады первым описал Луи-Эмиль Жаваль в конце XIX века, Ярбус же в своей ключевой работе "Роль движения глаз в процессе зрения" показал их связь с восприятием зрительной информации.

еще в шестидесятых годах. С тех пор исследователи заставляли предметы незамеченными появляться и исчезать в поле зрения, проводили беседы с несчастными жертвами опытов, так и не замечающими, что их собеседник сменился посреди собеседования, и в общем доказали, что человеческий мозг не замечает большую часть того, что творится вокруг. Посмотрите демонстрационные ролики лаборатории зрительного восприятия в Университете штата Иллинойс (19) и поймете, что я имею в виду. Ребята, это ведь на самом деле крышу сносит. Вокруг нас могут кишеть сайентологи, и если они будут правильно себя вести, мы их даже не заметим…

Большая часть описанных в тексте психозов, синдромов и галлюцинаций существует на самом деле и подробно описана Метцингером, Вегнером и/или Саксом. Другие (например, синдром "зеленых человечков") еще не попали в DSM*
____________
* "Справочник по диагностике и статистике психических расстройств" — принятая в США система классификации заболеваний психики.

— правду сказать, парочку я изобрел, — но основаны, тем не менее, на реальных опытных свидетельствах. Осторожное воздействие магнитными полями на мозг может, в зависимости от убеждений пациента, вызвать у него что угодно — от религиозного экстаза до ощущения, что его похищают Пришельцы. Транскраниальная магнитная стимуляция может воздействовать на настроение, провоцировать слепоту или поражать речевые центры (отнимая, например, способность произносить глаголы, оставив нетронутыми существительные). Память и способность к обучению можно улучшать (или отнимать) тем же способом, и правительство США на текущий момент финансирует разработку носимых устройств ТКМС для — правильно догадались — военных целей.

Временами электростимуляция мозга вызывает синдром "чужой руки" — непроизвольные движения тела против воли якобы владеющего собой субъекта. В других случаях она провоцирует столь же непроизвольные движения, но при этом субъект настаивает, что производил их сознательно, невзирая на многочисленные эмпирические свидетельства обратного. Сложите это с тем фактом, что тело начинает действовать до того, как мозг "решит" подвинуться — но обрати те внимание на и — и само понятие свободы воли — несмотря на явное субъективное ощущение его реальности — начинает выглядеть немного нелепым, да же если вычесть влияние инопланетных артефактов.

Хотя электромагнитная стимуляция в настоящее время является самым модным способом мозгового взлома, способ этот далеко не единственный. Тяжелые физические нарушения, от опухолей до железных трамбовок, могут превращать нормальных людей в психопатов и педофилов (отсюда новая личность, прорастающая в мозгу Сьюзен Джеймс). Чисто эмоциональные "американские горки" религиозных ритуалов, вообще не используя нейрологических инструментов (и даже фармакологические тут не очень нужны), вызывают одержимость и экстаз (21). Люди могут даже воспринять как собственные чужие части тела, могут убедить себя, что резиновая рука настоящая. Зрение бьет проприоцепию: незаметно управляемый макет руки может убедить нас, что мы делаем одно, в то время как на самом деле происходит совершенно другое.

Последнее орудие в этом арсенале — ультразвук: менее инвазивный, чем ЭМ-поля, более точный, чем "харизматическое возрождение", он может усиливать мозговую активность без этих неудобных электродов или магнитных сеток для волос. В "Ложной слепоте" он служит удобным "черным ходом", чтобы объяснить, почему галлюцинации "Роршаха" сохраняются даже под экранирующей сеткой — но здесь и сейчас "Сони" обновляет годовой патент на машину, которая использует ультразвук для передачи "чувственного опыта" непосредственно в мозг. Они называют это развлекательным устройством, в перспективе имеющим широкое применение в онлайн-играх. Ага, как же. Если ты можешь на расстоянии вкладывать кому-то в голову звуки и образы, почему бы не вложить заодно политические убеждения и неодолимое стремление к определенной марке пива?

Уже приехали?

"Теленигиляционый реактор", с помощью которого наши герои прибывают на место, основан на исследованиях квантовой телепортации, описанных в "Нэйчур", "Сайенс", "Физикл Ревью Леттерс", а в последнее время везде, где только придется. Идея передавать в качестве шаблона для сборки квантовые данные антиматерии принадлежит, сколько могу судить, исключительно мне. Чтобы оценить более-менее достоверно массу горючего, ускорение и время "Тезея" в пути, я обратился к сайту "Релятивистская ракета", который поддерживает физик и математик Джои Баез из университета "Риверсайд". Использование магнитных полей в качестве радиозащитных экранов на "Тезее" основывается на исследованиях, проводимых в Массачусетском технологическом институте. "Матрицу Икара" я разместил близ Солнца, поскольку производство антивещества в ближайшем будущем, скорей всего, останется крайне энергозатратным процессом.

Состояние несмерти, в котором пребывает экипаж "Тезея", разумеется, представляет собой очередную версию достопочтенного анабиоза (хотя мне бы хотелось думать, что я внес новую струю, приплетая в качестве механизма физиологию вампиров).

Недавние исследования приблизили к осуществлению перспективы наведенной гибернации. Блэкстон с сотрудниками вызвали у мышей спячку необыкновенно простым способом — обработав их сероводородом; сероводород клинит метаболические механизмы до такой степени, что замедляет клеточный обмен на 90 %. Ученые из центра Сафара по исследованиям в области реанимации заявляют, что оживили собаку через три часа после наступления клинической смерти, воспользовавшись более эффектной (и инвазивной) методикой — заменив кровь животного ледяным физиологическим раствором.

Первый из этих методов ближе к тому, что мне представлялось, хотя черновой вариант романа я закончил до того, как вышли обе статьи. Я подумывал о том, чтобы переписать сцены в склепе, включив упоминание о сероводороде, но, в конце концов, посчитал, что газоиспускательные шуточки только испортят атмосферу.

Поле для игры.

В "Ложной слепоте" Большой Бен назван "излучателем Оаса". Официально такого термина не существует, но Юмико Оаса описывал неизвестный до сих пор класс инфракрасных излучателей — более слабых, чем коричневые карлики, но, вероятно, и более многочисленных — массой от трех до тринадцати масс Юпитера. Для моей истории требовался объект относительно близкий, достаточно большой, чтобы поддерживать магнитное поле газового гиганта, но и достаточно маленький и тусклый, чтобы успешно избегать обнаружения в ближайшие семьдесят-восемьдесят лет. Излучатели Оаса неплохо подходят для этой цели (невзирая на явные сомнения в их существовании как таковом).

Конечно, учитывая, как мало мы на самом деле знаем об этих зверушках, детали мне пришлось предполагать. Для этой цели я понатаскал данные из многих источников по газовым гигантам и/или коричневым карликам, экстраполируя их по необходимости вверх или вниз. Выстрел из супероружия "Роршаха" издалека выглядит удивительно похоже на сверхмощную рентгеновскую и радиовспышку, какую недавно наблюдали на коричневом карлике, по всем признакам слишком легком для подобных фокусов. Вспышка продлилась двенадцать часов, по мощности в миллиард раз превосходила все, что может выдать по этой части Юпитер, и явилась предположительно результатом завихрений магнитного поля

Комета Бернса-Колфилда отчасти основана на 200 °Cr105, транснептуновом объекте, нынешняя орбита которого не может быть объяснена полностью гравитационным влиянием известных тел Солнечной системы*
____________
* Следует заметить, что 200 °Cr105 никоим образом не комета: его поперечник составляет приблизительно 235 км, и объект в настоящий момент считается третьим по удаленности от Солнца телом нашей Солнечной системы.

Анатомия и физиология болтунов.

Мне, как многим любителям фантастики, надоели гуманоидные инопланетяне с шишковатыми лбами и смоделированные на компьютере насекомые ужасного вида с поведением бешеных собак в хитиновых скафандрах. Конечно, фантазии ради фантазий — немногим лучше среднетипичного гребнехвостого родденберрида;*
____________
* Джин Родденберри (1921–1991) — американский сценарист и продюсер, создатель телесериала "Звездный путь", населенного преимущественно "гуманоидными инопланетянами с шишковатыми лбами".

естественный отбор вездесущ, как сама жизнь, и везде, где проходит эволюция, формы жизни будут определяться одними и теми же основными силами. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы придумать "чужака", который одновременно достоин такого наименования и остается биологически достоверным.

Болтуны — моя первая попытка справиться с задачей, и, учитывая, до какой степени они напоминают змеехвосток*
____________
* Змеехвостки, или офиуры — иглокожие, близкие родственники морских звезд.

земных морей, я, возможно, здорово сел в лужу по части "невиданного", по крайней мере, в том, что касается общей морфологии. Как выясняется, у офиур имеется даже нечто похожее на распределенную кожную сетчатку болтунов. Точно так же схема размножения болтунов — стопки молоди, отпочковывающиеся от общего ствола, — взята у медуз. Можно вытащить морского биолога из океана, но…

К счастью, чем ближе к ним приглядываешься, тем непривычнее выглядят болтуны. Каннингем упоминает, что ничего похожего на их таймшерные моторно-чувствительные нервы на Земле не существует. Технически он прав, но я могу назвать предшественника, способного развиться в подобную структуру. Наши собственные зеркальные нейроны активизируются, не только когда мы действуем сами, но и когда мы наблюдаем за другим человеком, выполняющим то же действие; этой особенностью пытаются объяснить развитие как языка, так и сознания.

На метаболическом уровне все обстоит еще непривычней. У нас на Земле существа, полагающиеся исключительно на анаэробный синтез АТФ, так и не вышли на многоклеточный уровень. Анаэробный метаболизм, хотя он намного эффективнее нашего сжигания топлива в кислороде, слишком медлителен для развитых многоклеточных организмов. Решение, предложенное Каннингемом, — сама простота. Подвох только в том, что между вахтами приходится по нескольку тысяч лет отсыпаться.

Идея квантовомеханического метаболизма может показаться еще более сумасшедшей, и зря: дуализм "волна-частица" может оказывать существенное влияние на биохимические реакции в условиях организма при комнатной температуре; туннелирование тяжелых атомов углерода увеличивает, по некоторым сообщениям, скорость протекания подобных реакций на 152 порядка.

И совсем уже инопланетное: у них нет генов. Пример с пчелиными сотами, который я привел в качестве аналогии, первоначально появился в одном малоизвестном трактате Дарвина (черт, вот кого я всегда мечтал процитировать); несколько ближе к нашему времени не большая, но все увеличивающаяся группа биологов начала проповедовать, что гены вообще и нуклеиновые кислоты в особенности как необходимые предпосылки развития жизни серьезно переоценены. Немалая доля сложности живых существ возникает как следствие не генетической программы, а сугубо физических и химических взаимодействий их составных частей. Конечно, все равно требуется нечто, задающее первоначальные условия для запуска этих процессов; вот тут подключаются магнитные поля. Все равно в условиях "Роршаха" капризные цепочки нуклеотидов не выжили бы.

Да, может поинтересоваться любопытствующий зануда, но как эти ребята эволюционируют без генов? Как приспосабливаются к новым условиям? Как они — подразумевая весь вид — справляются с неожиданностями? И если бы Роберт Каннингем был сегодня с нами, он ответил бы нечто вроде: "Готов поклясться, что одна половина иммунной системы активно борется с другой. И не только иммунной. Часть нервной системы, похоже, старается, ну… взломать другую. Мне кажется, они эволюционируют внутри себя, как бы это безумно ни звучало. Весь организм на тканевом уровне воюет сам с собой, у него там внутри просто клеточная гонка за Черной королевой.

Все равно что вырастить колонию проросших друг в друга опухолей и рассчитывать, что жестокая конкуренция не позволит ни одной из них взять верх. Играет ту же роль, что для нас секс и мутации". И если бы вы закатили глаза, услышав эту демагогию, он фыркнул бы вам дымом в лицо и сослался на интерпретацию одним иммунологом этих же идей, выраженных в (кто бы мог подумать?) фильме "Матрица: Революция". Кроме того, он мог бы напомнить, что синаптические связи в нашем собственном мозгу формируются под действием подобного же внутриорганизменного отбора, катализируемого отрезками паразитической ДНК, называемыми ретротранспозонами.

В черновом варианте книги Каннингем действительно рассказывал нечто подобное, но проклятый текст был уже настолько перегружен лекциями, что я эту сцену вырезал. В конце концов, непосредственным проектировщиком этих созданий выступает "Роршах", так что он может со всем этим справляться вместо отдельных болтунов. И одна из идей, которые несет в себе "Ложная слепота" — что граница между "живым" и "неживым" всегда была размыта, а особенно во чреве злодейского объекта на оортовых окраинах.

Ум/Разум.

В этом, собственно, суть всего проклятого эксперимента. Уберем вначале валуны с дороги. "Быть никем" Метцингера — самая тяжелая книга из всех, что мне доводилось читать (здоровую часть ее я до сих пор не осилил), но в ней я столкнулся с наиболее крышесносными идеями из всех, что мне доводилось встречать в литературе и в жизни. Большинство авторов, когда дело доходит до природы сознания, становятся бесстыдными динамщиками. Линкер называет свой труд "Как работает разум" и на первой же странице признается, что "мы не знаем, как работает разум". Кох (парень, придумавший термин "агенты-зомби") пишет "В поисках сознания: нейробиологический подход", в котором стыдливо обходит стороной вопрос, почему вообще нервная деятельность должна порождать какое бы то ни было субъективное самосознание.

Метцингер, возвышаясь над этими сопляками, берет быка за рога. Его гипотеза "мира-ноль" не только объясняет субъективное ощущение "себя", но также дает понять, почему вообще иллюзорный рассказчик от первого лица должен быть производным результатом определенных когнитивных систем. Понятия не имею, насколько он нрав, — не мой уровень, — но он, по крайней мере, задал тот вопрос, что заставляет нас пялиться в потолок в третьем часу ночи, когда последняя сигарета давно докурена. Со многими симптомами и болезнями, попавшими в "Ложную слепоту", я впервые столкнулся в книге Метцингера. Любые утверждения или заявления в этом разделе, для которых не указан источник, скорей всего, происходят оттуда же.

Если нет, то, быть может, они взялись тогда из "Иллюзии сознательной воли" Вегнера. Менее претенциозная, более доступная книга Вегнера занимается не столько природой сознания, сколько природой свободной воли, которую Вегнер вкратце описывает как "способ рассудка оценить сделанное". Он выдает собственный набор синдромов и болезней, укрепляющих в читателе умопомрачительное чувство хрупкости наших внутренних механизмов. И, конечно, Оливер Сакс посылал нам весточки с передовой сознания задолго до того, как сознание оказалось в числе победителей.

Возможно, легче было бы перечислить тех, кто не брался "объяснить" сознание. Теории перекрывают весь спектр от диффузных электрических полей до квантового кукольного спектакля; сознание "помещали" в переднюю часть островка Рейля,*
____________
* Островок Рейля, или закрытая долька — часть мозга, находящаяся в глубине силывиевой щели, между лобной, теменной и височной долями. По некоторым данным, передняя часть коры островка Рейля претерпела существенные изменения в ходе эволюции человека.

в гипоталамус и в сотню динамических ядер между ними. (По крайней мере, одна теория предполагает, что в то время как человекообразные обезьяны и взрослые люди наделены разумом, человеческие младенцы его лишены. Признаюсь, этот вывод мне в чем-то по душе; если дети и разумны до какой-то степени, то они определенно психопаты).

Но под безобидным, поверхностным вопросом "что такое сознание?" прячется более важный практически — "на что оно годится?". "Ложная слепота" подробно разбирает этот вопрос, и я не стану повторять уже высказанное. Достаточно будет напомнить, что, по крайней мере, в бытовых условиях сознание мало чем занято, кроме того, что принимает служебные записки от гораздо более сообразительного подсознательного слоя, визирует и приписывает всю честь себе.

На самом деле подсознание обыкновенно работает так хорошо, что пользуется услугами самого настоящего привратника в передней части поясной извилины, занятого только тем, чтобы не позволить сознанию вмешиваться в рутинную работу мозга. (Если бы остальная часть твоего мозга обладала сознанием, она, скорей всего, сочла бы тебя кем-то вроде роговолосого босса из "Дилберта"*).
____________
* Серия популярнейших комиксов Скотта Адамса, выходит с 1989 года. Упомянутый персонаж являет собой квинтэссенцию самовлюбленности и некомпетентности.

Сознание не нужно даже для того, чтобы развить метарепрезентацию — внутреннюю модель чужого сознания.*
____________
* Возможно, оригинальный термин "theory of mind" покажется кому-то более знакомым.

Это может показаться абсолютно парадоксальным: как можно научиться осознавать, что окружающие особи являются самостоятельными деятелями, имеющими собственные интересы и цели, когда ты не осознаешь свои собственные? Но противоречия тут нет, и сознание не требуется. Вполне возможно отслеживать намерения окружающих без единого грана рефлексии. Норретрандерс прямо объявил, что "сознание — обман".

Искусство можно считать некоторым исключением. Эстетика, похоже, требует некоторого уровня самосознания — собственно, вполне возможно, что эволюция эстетики и спустила лавину разума. Когда тебя бросает в дрожь от прекрасной мелодии, это врубается механизм поощрения в лимбической системе — тот же механизм, что вознаграждает человека за секс с привлекательной партнершей и поглощение больших количеств сахарозы.

Иными словами, это взлом системы; твой мозг научился получать награду, не заслужив ее увеличением приспособленности. Это приятно, это делает нашу жизнь ценной и полной. Но оно же обращает нас внутрь себя, отвлекает. Помните — те крысы шестидесятых, что научились, нажимая рычаг, стимулировать центры удовольствия? Они жали на рычаги с таким наркоманским рвением, что забывали питаться. Зверьки дохли от голода. Не сомневаюсь, умирали они счастливыми — но умирали. Не оставив потомства. Приспособленность падала до нуля.

Эстетика. Самосознание. Гибель.

И это приводит нас к последнему вопросу, таящемуся в бескислородных глубинах: вопросу о цене сознания. Самосознание, если сравнивать его с бессознательной обработкой информации, медлительно и расточительно. Мысль об отдельном, стремительном сознании в стволе нашего мозга, которое берет на себя управление при аварии, основана помимо прочего на исследованиях Джо Леду из Нью-Йоркского университета. Для сравнения вспомните молниеносные сложнейшие вычисления, которые производят саванты; это некогнитивная способность, и есть свидетельства тому, что суперфункциональностью аутисты обязаны не подавляющей интеграции мыслительных процессов, а относительной нейрологической фрагментации. Даже если бы сознательные и бессознательные процессы были равно эффективны, осознание внутренних стимулов по самой своей природе отвлекает индивида от других, внешних угроз и благоприятных возможностей. Этой своей догадкой я страшно гордился. Можете представить, как я расстроился, обнаружив, что Вегнер высказывал подобную мысль еще в 1994 году.

Цену высокого интеллекта даже продемонстрировали экспериментально в опытах, где умные дрозофилы проигрывали тупым в конкуренции за пищу, возможно, потому, что метаболические потребности обучения и запоминания оставляют меньше энергии на ее поиск. Нет, я не забыл, как только что потратил целый роман на доказательство того, что ум и разум — это разные вещи. Но опыт в данном случае все же имеет ценность, ведь обе способности имеют нечто общее — они метаболически расточительны. (Разница только в том, что ум, по крайней мере, в некоторых случаях, оправдывает расходы. А какова эволюционная ценность медитации на закат?)

Хотя многие указывали на различные недостатки и слабые стороны разума, мало кто делал следующий шаг и вслух интересовался: а стоит ли эта дрянь таких проблем? Конечно, стоит, верят люди; иначе естественный отбор давно бы выполол ее. И, вероятно, они правы. Надеюсь. "Ложная слепота" — это мысленный эксперимент, игра в "предположим" и "что, если?". Ничего больше.

С другой стороны, дронты и стеллеровы коровы тысячу лет назад могли бы применить ровно тот же аргумент, чтобы доказать собственное превосходство: если мы такие неприспособленные, отчего же мы не вымерли? А? Потому что естественный отбор требует времени и удача играет свою роль. Самый здоровый парень на деревне на данный момент не обязательно самый сильный или самый выносливый. Игра не окончена. Игра никогда не кончается; по эту сторону тепловой смерти финишной черты нет. Так что победителей тоже быть не может. Есть только те, кто еще не проиграл.

Данные Каннингема об узнавании себя у человекообразных обезьян — они тоже настоящие. У шимпанзе выше, чем у орангутанов, соотношение массы мозга к массе тела, но оранги последовательно узнают себя в зеркалах, в то время как шимпы — только через раз. Точно так же, кроме людей, наиболее развиты речевые способности у некоторых видов птиц и приматов — но не у предположительно "более разумных" человекообразных, наших ближайших родственников. Если присмотреться, подобные факты подсказывают, что разум может оказаться фазой, из которой орангутаны еще не вышли, но их более развитые родичи шимпанзе уже начинают вырастать. (Гориллы себя в зеркалах не узнают. Возможно, они уже выросли из пеленок разума, а может, никогда их не носили.)

Конечно, люди в эту схему не вписываются. Если схема существует. Мы флюктуации: в этом одна из идей, которые я хотел донести.

Держу пари, вампиры бы в схему вписались. В этом еще одна.

И, наконец, как раз когда "Ложная слепота" проходила корректуру, этому неприятному предположению нашлось очень своевременное опытное подтверждение: оказывается, бессознательное лучше принимает сложные решения, чем сознание (125). Похоже, сознание просто не может оперировать достаточным количеством переменных. Как высказался один из ученых: "В ходе эволюции мы начали в какой-то момент принимать решения сознательно, и у нас пока не очень получается".

Среда вообще (фоновые детали, сбои прошивки и человеческое бытие).

Юный Сири Китон не одинок: мы уже более пятидесяти лет лечим отдельные тяжелые формы эпилепсии радикальной гемисферэктомией. Странно, но удаление половины мозга не слишком влияет на уровень интеллекта или двигательные способности (хотя большая часть идущих на операцию пациентов, в отличие от Kитона, страдают умственной отсталостью с самого начала). Зачем надо удалять именно полушарие, я не очень хорошо понимаю: если вы всего-навсего пытаетесь разорвать петлю обратной связи, почему бы не перерезать только мозолистое тело? Может, чтобы предотвратить синдром "чужой руки" — и если так, не значит ли это, что хирург сознательно уничтожает разумную личность?

Опиоиды материнского инстинкта, которыми пользуется Хелен Китон, чтобы запустить в себе материнскую любовь к сыну-инвалиду, выросли из недавних работ по моделированию дефицита привязанности у мышей. Железоядные облака, идущие по следу Огнепада. основаны на описанных Плейном и др. Языковедческий жаргон Банды четырех я натралил по разным источникам. Манера команды "Тезея" разговаривать на нескольких языках сразу (слава Богу, без цитат) навеяна размышлениями Грэддола, который предполагает, что наука должна владеть множеством языков, поскольку язык определяет образ мысли, и единственный "универсальный" язык науки ограничил бы наш взгляд на мир.

Предшественник "расширенного фенотипа" Шпинделя и Каннингема уже существует в лице некоего Мэтью Нагеля. Сплесненные протезы, позволяющие им синестетически воспринимать сигналы лабораторного оборудования, пользуются поразительной пластичностью чувствительной коры мозга. Слуховые зоны можно превратить в зрительные, просто подключив к слуховым нервам оптические (если сделать это на достаточно ранней стадии). Карбоплатиновые наращения Бейтс уходят корнями в недавние разработки металлических мышц.

Язвительный наезд Саши на психиатрию XX века вырос не только из (ограниченного) личного опыта, но также из пары статей, срывающих налет таинственности с так называемого расстройства множественной личности. (Не то чтобы с идеей был непорядок, но с диагностикой — определенно). Вариант фибродисплазии, убившей Челси, основан на симптомах, описанных Капланом с сотрудниками. И — верьте не верьте — лица, которыми Сарасти пользовался ближе к концу книги, представляют собой реально существующую форму статистического анализа: лица Чернова, которые эффективнее обычных графиков и таблиц передают существенные характеристики набора данных.

Прочитать книгу можно здесь: http://knizhnik.org/page/piter-uotts-lozhnaja-slepota/0.html
Рейс №631 | Категория: литературное | Разместил (-ла) : Rio (14.11.2012)
Просмотров: 1478 | Метки:  Фантастика  | Рейтинг: 0.0/0 | наверх

Метки:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Некоторые статьи из «Чтива» на горизонте в случайном порядке.

другая сторона холма
Русский Мiр
естественнонаучное
литературное

Основные разделы.

Главная  Осколки Неба  Музыка кино  Редкости  СуперХоккей  Николай Парфенюк  Андрей Мисин
Дореволюционная Россия в цвете  Треки из нашей кинофантастики  Чтиво  Советское кино
Советская мультипликация  Интернет  Поиск & метки  Гостевая  Обратная связь
Случайное чудо   Один трек из коллекции

 Кто? Н.А.Касаткин. 1897 г.
Кто? Н.А.Касаткин. 1897 г.

  Война и Мир. © mi3ch.
Война и Мир. © mi3ch.

  Крестьянская девочка. Харитон Платонов. 1876 г.
Крестьянская девочка. Харитон Платонов. 1876 г.

  Шахтерка. 1894 г. Автор: Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930) - русский живописец. Член «Товарищества передвижников» с 1891 года, первый народный художник РСФСР (1923), один из основателей социалистического реализма. Окончил Училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1883), где его главным наставником был В.Г.Перов. Действительный член петербургской Академии Художеств (1903).
Шахтерка. 1894 г. Автор: Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930) - русский живописец. Член «Товарищества передвижников» с 1891 года, первый народный художник РСФСР (1923), один из основателей социалистического реализма. Окончил Училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1883), где его главным наставником был В.Г.Перов. Действительный член петербургской Академии Художеств (1903).

  Пушкинская улица, 15. Партизаны конвоируют пленных гитлеровцев. Одесса 1944-2012. Проект Сергея Ларенкова «Связь времён».
Пушкинская улица, 15. Партизаны конвоируют пленных гитлеровцев. Одесса 1944-2012. Проект Сергея Ларенкова «Связь времён».

  Моряки у Потёмкинской лестницы. Одесса 1944-2012. Проект Сергея Ларенкова «Связь времён».
Моряки у Потёмкинской лестницы. Одесса 1944-2012. Проект Сергея Ларенкова «Связь времён».

  Vicomtess Othenin d'Haussonville, née Louise­ Albertine de Broglie. Автор: Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). Французский художник, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века.
Vicomtess Othenin d'Haussonville, née Louise­ Albertine de Broglie. Автор: Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). Французский художник, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века.

  Портрет старообрядца (Старик за чтением). 1911 г. Автор: Куликов Иван Семенович (1875 - 1941).
Портрет старообрядца (Старик за чтением). 1911 г. Автор: Куликов Иван Семенович (1875 - 1941).

  Яванский ящер. (Индокитайский ящер, яванский панголин). Удивительное млекопитающее из отряда панголинов. Обитает в Таиланде, Индонезии (Ява, Суматра, Борнео, Малые Сундские острова), Филиппинах, Вьетнаме, Лаосе, Камбоджи, Малайзии и Сингапуре. Живет в лесах и умеет хорошо лазить по деревьям, населяет покрытые кустарником равнины и саванны. Подробнее см. в комментариях.
Яванский ящер. (Индокитайский ящер, яванский панголин). Удивительное млекопитающее из отряда панголинов. Обитает в Таиланде, Индонезии (Ява, Суматра, Борнео, Малые Сундские острова), Филиппинах, Вьетнаме, Лаосе, Камбоджи, Малайзии и Сингапуре. Живет в лесах и умеет хорошо лазить по деревьям, населяет покрытые кустарником равнины и саванны. Подробнее см. в комментариях.

 


лента изображений

Пацаны | Музыка: Виталий Черницкий, слова: Виктор Большаков.

Послушать В.С.Высоцкого

рейс №631

Русский Мiр [69]
русско-советская цивилизация, Люди
другая сторона холма [39]
там, где нас нет
текущие события [46]
тексты на злобу дня
публицистика [56]
история, политика, экономика, ...
кинематографическое [15]
всяческое о кино
литературное [28]
стихи, рассказы, истории
важное, полезное [7]
ценное, может пригодиться
естественнонаучное [59]
изучаем Вселенную
Юрий Болдырев [94]
статьи, интервью, выступления
обо всём понемногу [55]

индпошив, неформат

случайный трек из коллекции - музыка кино, арт, спейс, прогрессив, психоделика и прочие нетривиальности


заходите к нам послушать интересную и незнакомую музыку, плеер бесконечен :)

7 крайних комментариев


  • Rio
    Оставлен 12.12.2015
    Музыка кино - 31 июня
    Автор комментария: Rio
    Оставлен 12.12.2015 в 05:42
    Тема: Музыка кино - 31 июня
    Качество, конечно, не ахти, но зато полная версия. Загрузил оттуда аудиотрек. Шоб было.
  • Grey
    Оставлен 22.06.2015
    Музыка кино - 31 июня
    Автор комментария: Grey
    Оставлен 22.06.2015 в 01:40
    Тема: Музыка кино - 31 июня
    Звуковая дорожка оцифрована с магнитофонной ленты, записанной в 1979 году. Видеоряд использован из фильма "31 июня".
    http://www.youtube.com/watch?v=0gcOCkJkgoY&feature=player_embedded
  • Автор комментария: Grey
    Оставлен 04.06.2015 в 12:34
    Тема: Солярис (режиссёрская версия)
    Печально.
    Я собственно об этой версии Соляриса как-то скромно умолчал. Если вдруг кому-то понадобилась именно вот эта смонтированная версия, она тоже пока есть на ИЗВЕСТНОМ ТОРРЕНТЕ
  • Автор комментария: Rio
    Оставлен 17.05.2015 в 07:00
    Тема: Солярис (режиссёрская версия)
    Да, увы. Яндекс ликвидировал всё видео..
  • Автор комментария: Grey
    Оставлен 15.05.2015 в 13:06
    Тема: Солярис (режиссёрская версия)
    Пишет, "ролик недоступен".
    Ну и время не стоит на месте
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4820379
    изданный первый вариант фильма с пояснениями отличий
    ну, и замечательная книга Салынского о вариантах Соляриса, начиная со сценариев и подробнейшим сравнением первой и официальной версии
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4729146
  • Автор комментария: Rio
    Оставлен 09.05.2015 в 09:33
    Тема: С Праздником, товарищи! С Днём Победы!
  • Автор комментария: Grey
    Оставлен 01.04.2015 в 22:57
    Тема: Стерео-70: из неопубликованного



радио «горизонт событий»



загрузить m3u-файл

изображения

Артефакты Марса (2). Интересный объект.
Артефакты Марса (2). Интересный объект.

* * *

музыка [51]
рок, джаз, электронная и др.
изображения [7]
С.М.Прокудин-Горский и другие темы
стихи и песни [42]
рифмуем действительность
легендарные матчи [24]
в основном хоккейные (видео)
кинотеатр на горизонте [23]
смотрели - рекомендуем
музыка зарубежного кино [3]
из нового и не очень
отроки во вселенной [54]
дальнее и ближнее внеземелье
музыка нашего кино [134]
архив 'горизонта'
коллекция Grey-а [124]
треки из нашей кинофантастики
всякая всячина [8]
обо всём, что представляет интерес

в случайном порядке


Scenes from a Memory

... я как-то всегда пребывал в убеждении, что в 90-е - 2000-е ничего сногсшибательного и концептуально-башнесносящего в мире рок-музыки создано не было и вряд ли уже будет.

И тут услышал этот альбом, которому уже больше 10 лет. Это чума! Со времён флойдовской The Wall ничего подобного не слышал... >> мистико-фантастический триллер-детектив от Dream Theater

посмотреть

Советское кино
Советская мультипликация
Случайное чудо ..

навигация

сегодня заходили



авторизоваться

Логин:
Пароль:

статистика

   Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

наверх